ТЕОРИЯ [ПОЧЕМУ]Теперь можно подумать и о композиционной теории, и о том, почему каждый аспект должен играть свою роль:
Линейная перспектива (в одну точку): Этот рисунок смотрелся бы лучше всего с одной точкой схода, ведущей взгляд вниз по аллее к центру фокуса.
Ритм и Плотность: На рисунке должно быть много деталей и объектов, уложенных в одну кучу или аккуратными слоями. Это может помочь придать рисунку ощущение неряшливости и уютного недорогого жилья.
Цвет: Высококонтрастные цвета могут сыграть решающую роль в рисунке, чтобы поддержать оптимистическое чувство.
Светотень и Контраст: Высокий контраст мог бы использоваться с целью получения реалистичного солнечного света, пробивающегося в аллею, в противовес интенсивным теням. Яркий контраст от солнечного света может придать сцене ощущение безопасности даже в этих темных закоулках. Темные тени в областях, которые должны были бы быть светлее, можно воспринять как нечто грязное, запущенное, мрачное.
Фокус: Перспектива сцены была бы поставлена таким образом, чтобы линии в сцене показывали на девушку, стоящую на аллее. Девушка стояла бы в тени с яркой стеной за спиной, что выделяло бы ее на фоне высокого контраста и цвета. Все это делает ее центром фокуса.
Баланс: Стены аллеи плотно прилегали бы друг к другу, и имели бы очень много мелких деталей. И, тем не менее, они бы контрастировали по освещенности и тональности цвета. [Зеленый и желтый против сиреневого и голубого]
Если вы составите подобный план, ваш конечный рисунок будет намного сильнее. Чем больше вы думаете о создании рисунка таким путем, тем меньше вам придется делать это, т.к. мозг ваш будет вырабатывать все больше и больше идей по существу. Композиция – это то, что можно построить на чистой интуиции. Композиция – это то, что нужно постоянно практиковать, точно также как и другие аспекты искусства. Чем больше вы это делаете, тем лучше вы становитесь в этой области.
КАСАТЕЛЬНЫЕ – НЕ ВАШИ ДРУЗЬЯ:Когда-нибудь ранее слышали о касательных линиях в искусстве?
Касательная образуется, когда один объект находится достаточно близко к другому таким образом, что их линии сходятся или касаются определенным способом. Касательные могут создать ощущение, что отдельные объекты являются одним целым. Касательные могут полностью разрушить ощущение глубины и объема в сцене. Они могут привлечь совершенно ненужное внимание к себе.
Видите эти ужасные касательные, которые я нарисовал на этом примере?
Две стороны этих блоков соприкасаются, создавая ощущение, что они находятся на одном и том же уровне. Не смотря на то, что блок слева значительно ниже и расположен чуть дальше, чем блок справа, они смотрятся абсолютно едино. Это недоразумение можно легко избежать, изменив высоту одного из блоков, либо изменив угол камеры, чтобы предотвратить соприкосновения линий непонятным образом.
Вот так, видите?
Слегка изменив правый блок, мы избавились от касательных линий, и отношение размеров и местоположений между этими двумя блоками нормализовалось. Теперь видно, что правый блок выше левого и стоит самостоятельно от него.
Касательные также применимы к близости сторон объектов к краям вашего рисунка. Нужно, чтобы элементы на вашем рисунке были правильно обрамлены.
Плохо! Обратите внимание на то, как углы блоков создают касательные линии со сторонами рисунка! Этого нужно избегать.
Уже лучше. Просто оставив немного пространства вокруг блоков, мы предотвращаем появление касательных линий, и получаем в результате правильно обрамленный рисунок.
Ваша главная защита от касательных – следить за ними и избегать их, когда они появляются, или еще до того, как они появятся.
Помните, что только вы можете предотвратить касательные линии!
ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ СВОИХ ЛЮБИМЧИКОВ:Автором этой фразы является иллюстратор Йаин МакКэйг, «избавьтесь от своих любимчиков».
Вы можете нарисовать что-то, что смотрится очень неплохо. Вам нравится, и вы хотите оставить все как есть. Однако, когда вы отходите от рисунка на несколько шагов назад и смотрите на картину в целом, та самая часть, которая вам так нравилась, уже не смотрится так хорошо, как казалось, по отношению к остальной части рисунка. Что-то не так. Конечно, можно оставить как есть и сказать, что это все, что вы «могли» сделать, а можно стереть эту часть и попробовать еще раз. Если вы искренне хотели сделать лучшее, на что вы способны, вы возьмете ластик и сотрете тот самый участок, не смотря на то, как сильно он вам нравился. Отсюда и фраза «избавьтесь от своих любимчиков». Это ради вашего же блага.
Когда приходит время для создания лучшей из ваших работ, нельзя лениться. Никогда нельзя оставлять то, что портит ваш рисунок, только потому, что вам не хочется это перерисовывать. А если оставите, то так и будете продолжать работать над чем-то бездарным. Однако, если вам действительно не хочется перерисовывать ту часть, которую вы сами знаете, что нужно исправить, есть один выход: просто сотрите ее и уйдите на время. Вернитесь через несколько часов, на завтрашний день, или даже через несколько дней. Когда вы посмотрите на свой рисунок, та область, которая нуждалась в поправках, будет пустой, и вы с новыми силами сядете и сделаете новую попытку все доработать.
В случае, если у вас горят сроки через пару часов, нельзя разрушать свою работу только потому, что вы можете это сделать. Иногда хочется все разрушить, и это нормально, когда это делается осознанно. Но, если вы хотите создать первоклассный конечный рисунок для собственной работы или большого проекта – не спешите. Посоветуйтесь с друзьями. Исправьте то, что нужно исправить, и не упрямничайте только потому, что вам казалось, что все хорошо.
РАССЛОИТЕ СВОИ КОМПОЗИЦИИ:Обычно на рисунке есть три плана: передний, средний и задний. Не в каждом рисунке может быть передний и задний планы, но у каждого рисунка должен быть какой-то средний план.
В этой сцене, которую я создал, четко видны передний, средний и задний планы.Средний план должен, по идее, содержать основную площадку вашего рисунка – то, где стоит главный персонаж или объект. Однако, не путайте его со средним планом центра фокуса. Центр фокуса может располагаться где угодно на изображении, но только на среднем плане. На примере выше обратите внимание на очевидность среднего плана благодаря обстановке купе поезда. Все, что находится за пределами этой области, будет считаться задним фоном.
Задний фон, по обыкновению, содержит в себе окружающую обстановку – детали окружения, где находятся ваши объекты. Задний фон обычно придает ощущение глубины. Использование глубины пространства в своей сцене может очень пригодиться для придания сцене динамики. Динамические композиции склонны создавать впечатление, что вещи с заднего плана вот-вот передвинутся на средний или передний план.
Передний план в сцене обычно содержит поддерживающие детали, которые помогают погрузить зрителя в картину. Обычно детали на переднем плане не так важны, как те, которые находятся на среднем плане, но композиция в целом будет смотреться намного выигрышнее, если элементы переднего плана взяты под контроль. Если вы посмотрите на изображение выше, та стойка и барьер, которые расположены ближе к нам с правой стороны, дают нам представление о масштабах интерьера в кабине поезда. Если бы мы убрали передний план…
Это ранняя незавершенная версия предыдущего рисунка, до того, как был удален передний план.…наше положение в кабине поезда полностью меняется. У нас пропадает ощущение, что мы стоим напротив противоположной стены, и смотрим на девушку, стоящую на выходе. Скорее возникает ощущение того, что мы стоим посреди большой комнаты, нежели в кабине поезда.
Передний план играет еще одну важную роль – в постановке дистанций между вами, зрителе, и действием/объектом сцены. Передний план может расположить перегородки на пути, который вы должны проделать при просмотре рисунка, или даже предоставить для зрителя укрытие, что придало бы рисунку более вуайристическое ощущение. В противном случае, рисунок без этих вещей, или с передним планом с элементами, которые не являются преграждающими, могут придать зрителю ощущение присутствия в плоскости рисунка.
На примере выше видно, что передний план не останавливает нас на входе в сцену. Однако, у нас есть ощущение, будто мы не должны просто так туда входить. Элементы переднего плана создают впечатление закрытого пространства, как будто это чья-то частная собственность. Если бы на переднем плане не было столба, растений, и стены, это пространство смотрелось бы более открытым, общественным, и доступным для нас.
Планы для своей композиции вы выбираете полностью на свое усмотрение. Можно нарисовать экспансивный рисунок с глубоким задним фоном, эпическим средним планом, и передним планом прямо возле камеры. Можно также создать композицию, которая создает ощущение замкнутого помещения, где все сконцентрировано прямо на переднем плане. Все зависит от вашего желания. Просто отнеситесь к этому серьезно – особенно если появляется ощущение типа «чего-то не хватает…»
ГОЛЛАНДСКИЕ/ОСТРЫЕ УГЛЫ:Голландские углы – это техника, используемая в композиции для создания чувства необычности или «неправильности» сцены. В голландском угле камера находится под наклоном, при этом линия горизонта уже не параллельна нижней части рисунка. Все это создает у зрителя ощущение нестабильности.
Посмотрите на этот футуристический Ломбард, который я нарисовал.
Я использовал здесь голландский угол, чтобы создать ощущение угловатости или некого дискомфорта.
Если бы этот рисунок не был нарисован под голландским углом, вызвал бы он тот же эффект?
Скорее всего, нет.
Тем не менее, голландский угол не всегда нацелен на вызывание непростых ощущений. В зависимости от объекта, наклон композиции может сделать сцену более динамичной и цепляющей взгляд, особенно в сценах с множеством действий и скорости. И все же я советую использовать голландский угол только по необходимости. Этот прием может быстро устареть, если он слишком часто проглядывается в вашей галерее.
7: ВДОХНОВИТЕСЬНе можете думать? Сидите перед чистым листом и не знаете с чего начать? Без паники! Существует множество источников, где можно почерпнуть какие-то идеи. Фильмы и комиксы – одни из лучших в этом смысле – особенно анимационные фильмы, потому что в них заметен больший контроль угла наклона камеры и композиции сцены. Обратите внимание на особые детали, особенно на те, которые предлагают раскадровку аниматиков. Если вы находите что-то, что вам понравилось, не нужно бояться использовать это в своей собственной работе.
СМОТРИ И УЧИСЬХотите несколько советов на тему режиссеров и фильмов, которые являются очень композиционно грамотными? Сделайте себе одолжение и пристально изучите некоторые предпочтения друзей и свои личные предпочтения…
- Фильмы Pixar: Фильмы Pixar очень грамотно собраны сцена за сценой. Одно из однозначно сильных фильмов Pixar является фильм «Суперсемейка» (The Incredibles). Персонажи Суперсемейки, хорошо поставленные композиции, отличное использование света и цвета, и фантастическая проницательность директора Брэда Берда (Brad Bird) и аниматоров, работавших над этим фильмом. Также приложенная на DVD прекрасная подборка кадров из фильма. Все это стоит того, чтобы посмотреть этот фильм и увидеть, как все, о чем говорилось в этом уроке, применяется в действии.
- Фильмы Акиры Куросава (Akira Kurosawa): Куросава виртуозно использует контекст, вместо объектов, чтобы рассказать историю. Здесь можно говорить о концепции «лучше меньше, да лучше». То, как персонаж стоит или действует в рамках кадра, рассказывает историю без вовлечения в одну картинку каждого возможного события. Его фильмы могут вдохновить на использование простого языка тела для объяснения событий, вместо того, чтобы создавать брутальный экшн.
- Фильмы Хайао Миязаки (Hayao Miyazaki): Мийазаки очень красиво использует передний, средний и задний планы. Вместо того, чтобы постоянно показывать персонажа целиком, очень часто они перекрываются объектами на переднем и среднем планах, помогая, тем самым, поместить персонажа в обстановку, сделать его частью этой обстановки.
- Фильмы Уэса Андерсона (Wes Anderson): У Уэсв Андерсонв какой-то волшебный подход к фильмам. Он очень аккуратно использует соотношение цветов и размером разных персонажей и объектов в пределах нескольких кадров. Уэс Андерсон любит использовать плоские композиции, когда большая часть сцены сведена к среднему плану. В его фильмах красный цвет практически всегда применяется к тем объектам, которые он хочет больше всего выделить.
ФОТОГРАФИЯЭто то, что я бы посоветовал большинству художников попробовать. Фотография – очень хороший способ научиться создавать красивые композиции, особенно если попытаться сфотографировать что-то движущееся. Чтобы получить хорошие снимки, нужно совместить быструю реакцию мозга, время и рефлексы, и хорошее видение. Чем лучше вы будете в фотографии, тем больше это будет проявляться в ваших художественных работах. Если вы более открыто будете думать о том, чтобы разглядеть и сфотографировать интересную или абстрактную композицию в реальной жизни, вы параллельно начнете думать о том, как еще больше улучшить ваши нарисованные композиции. Это также может помочь создать большой архив фото-образцов, которые можно будет использовать в дальнейшем в своих рисунках. Беспроигрышный вариант!
ЗАКЛЮЧЕНИЕНу, этот урок лишь цветочки. Теперь нужно научиться всему, что необходимо для того, чтобы начать создавать композиционно сильные работы! Надеюсь, этот урок вам поможет, и спасибо, что прочитали Часть 2!
Но стойте, мы еще не закончили…
Далее …
ПЕРСПЕКТИВА И КОМПОЗИЦИЯ. Часть 3.Автор: Мэтью М. Ласковски (Matthew M. Laskowski), СШАЛокализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru