ЧАСТЬ 2: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТА И ТЕНИ
НАЛОЖЕНИЕ ТЕНЕЙЭто уже не так сложно, как перспектива, о которой мы говорили в предыдущих уроках. Единственное отличие здесь заключается в том, что нужно учесть некоторые исключения в том, как нарисовать тень, отбрасываемую нашим объектом. Чтобы было проще понять, как все работает, я начну с рисования простых 2D-примеров некоторых сцен, чтобы вы увидели, как тень удлиняется при конкретном источнике света.
В этом примере всестороннего света, светящего на сцену, мы видим, как тени формируются очень похоже на перспективу. Лучи света исходят от источника, как ортогональные линии от точки схода.
Тени, падающие от двух блоков, образуются просто путем прочерчивания лучей света от источника, касаясь внешних краев объектов и поверхности земли.
Учитывая, что мы имеем дело с всесторонним светом, можно заметить, как тень растет, когда объект и его тень находятся на большом расстоянии друг от друга. Парящий блок будет отбрасывать очень большую тень на землю. Это происходит потому, что всесторонний свет исходит конусообразными лучами по любому заданному направлению.
Все, что попадет в отмеченную зону тени выше, будет также в тени. Скажем, вы очень высокий человек, который гуляет в тени большого блока, которая падает на землю. Чем ближе вы подходите к этому блоку, тем больше тень будет возвышаться над вами. Если вы ниже этого блока, вы полностью погрузитесь в его тень, если приблизитесь к нему.
Передвинув источник всестороннего света на позицию между объектами, мы увидим, как сильно изменятся тени.
Если бы это было на улице, мы бы, возможно, никогда не увидели бы тень, отбрасываемую парящим блоком, т.к. он возвышался бы к небу. Тем не менее, что-то могло бы, все-таки, попасть в тень, если бы оно находились в области этой тени – потому что объекты достаточно близко расположены друг к другу, чтобы попасть под влияние лучей всестороннего света. Так, например, если бы кто-то стоял на этом парящем блоке, он был бы в тени, если бы, скажем, не встал у самого края.
В этом примере мы видим общий вид комнаты (если быть точнее, это школьный кабинет с партами), с большими окнами на одной стене.
На улице солнце, которое светит примерно под углом 45 градусов по отношению к комнате.
Т.к. источником света здесь является солнце, параллельный свет, обратите внимание на то, как тени, падающие на пол, совпадают по своему наклону со стрелкой.
Здесь та же комната с видом от южной стены, окна все также стоят слева.
Под таким углом мы видим, как высоко расположено солнце, и то, под каким углом его лучи попадают сверху в комнату. Обратите внимание на то, как тень, отбрасываемая от окон, также совпадают с направлением стрелки.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Здесь мы видим комнату, набросанную в 3D (он не точно совпадает с предыдущим примером по свету, но главное, чтобы вы поняли, о чем идет речь).
ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ СВЕТАПоложение ваших источников света очень важно в погоне за успешной композицией. Вы знали, что в игровой и киноиндустрии существуют специалисты по работе со светом, чья работа заключается только в том, чтобы проследить, что свет расположен наилучшим возможным образом? В иллюстрации постановка света ничем не отличается. От того, какие виды освещения вы выберете, и где их будете располагать, зависит успех или провал вашей работы. Посмотрите на приведенные ниже примеры:
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Свет в этой сцене параллельный/удаленный, потому что исходит он от солнца. Почему солнце расположено за пределами плоскости рисунка? Почему оно по ЛЕВУЮ сторону сцены, а не по правую, где есть большие окна? С такими большими окнами, наверняка картина будет смотреться лучше, подумали бы вы!
Однако, нужно учитывать формы, которые стоят на пути света. Нужно также учитывать тени, которые будут отбрасываться от конкретного положения солнца. А разве мы хотим, чтобы вся комната была разбита тенями от оконных рам? И еще, хотим ли мы, чтобы весь интерьер в комнате был залит светом, а девушка, чтобы сидела на свету? Как это будет по сравнению с тем чувством, которое у нас появляется от девушки, сидящей на свету? Как это будет в сравнении с чувствами, которые у нас возникают от нее, сидящей в тени? Передает ли положение света на рисунке ощущение утреннего света или вечернего заката? Какие ощущения вызывает рисунок: активные и энергичные, или же спокойные и расслабляющие?
Когда думаешь о таких вещах, очень полезным бывает создание эскиза освещения в серых тонах в той сцене, над которой работаете в данный момент. Может получиться грубо – мы хотим добиться лишь правильного настроения.
Это был оригинальный эскиз, который я создал для рисунка выше, когда планировал направление света.
Как вы видите, изначально я планировал передать ощущение скорее полудня, нежели вечера.
Мне не понравилось, как тени делили пространство на куски, и это вовсе не задавало того настроения, которое я хотел передать. С такими тенями было бы интереснее, если бы девушки НЕ было на рисунке – ну, типа это ее квартира в дневное время, когда ее нет дома.
Но, я знал, что грядут перемены.
ИЗВИНИТЕ. ЭТО КОНЕЦ СТРОКИ.Этот урок больше года валялось где-то. И довольно сложно сейчас рассказать обо всем в моих огромных 18.000-пиксельных уроках.
Скорее всего, этот урок никогда не будет доделан, так что то, что вы тут видите – это все, что я успел накатать. И, тем не менее, здесь есть немало очень хорошей информации, достойной прочтения.
С этого момента я бы мог посоветовать вам изучить цвет в фотографии. Купите фонарик и изучайте то, как тени ведут себя в реальной жизни. Выйдите на улицу и поиграйте с солнечным светом. Смотрите, что получается и делайте выводы, учитесь на этом.
Чем больше вы смотрите, чем больше вы анализируете происходящее, тем лучше вы сможете воспользоваться всеми этими знаниями в своих работах. Это, наверно, самое главное в данном вопросе.
Я извиняюсь, что этот урок так никогда не увидел своего заключения.
ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНО НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ Я БЫ ХОТЕЛ ВЫДЕЛИТЬ.
УЧИТЫВАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:В данной сцене, помните, что и СОЛНЦЕ и ЛУНА должны визуально присутствовать в композиции. Солнце привлекает очень много внимания. Если вы расположите солнце в пределах видимости на плоскости рисунка, убедитесь, что у вас очень ХОРОШАЯ композиционная составляющая. Обычно солнце создает силуэты с эффектом «взрыва», что может быть и желанным эффектом для передачи определенного настроения. Если солнце присутствует, как просто таковое, помните о том, что оно может разрушить вашу композицию, если на рисунке уже есть какая-то фокусная точка!
Тени ОТЛИЧНЫЙ инструмент для провождения взгляда по рисунку. Тени могут образовывать угловатые линии в сцене, которые соединяют композиционные пустоты, которые невозможно было бы заполнить простыми объектами или геометрией. Используйте это!
Почитайте об «Объемном Свете» (Ambient Occlusion). Эта функция в 3D может придать вашему рисунку потрясающий эффект. Два объекта, близко расположенные друг к другу, будут «урезать» свой отраженный свет, создавая тем самым область повышенной темноты. Изучите это явление в жизни.
Изучите «Цветовое Расплывание» (Color Bleed) в освещении. Свет, который падает на цветную поверхность, будет отражаться от нее и переносить этот цвет на близлежащую поверхность. Освещенная красная стена рядом с белой стеной, находящейся в тени, будет окрашивать ее в оттенок красного согласно новым свойствам отраженного света. Цветовое расплывание это такой инструмент, с помощью которого можно создать фантастические настроения, и реально усилить ощущение насыщенности цвета в сцене.
Таким образом, тени могут быть различных цветов. Часто они могут даже отличаться по цвету от источника света. Изучите рисунки эпохи Импрессионизма и работы профессиональных фотографов, чтобы увидеть на деле, как эти цвета показаны. Помните, однако, что даже не смотря на то, что тень может «показаться» затемненным оттенком основного цвета объекта, вполне возможно, что она совершенно отличается по тону и оттенку, и вы должны тренировать свои глаза, чтобы замечать такие различия – вместо того, чтобы прислушиваться к своему мозгу, который ошибочно полагает «они одинакового цвета».
Автор: Мэтью М. Ласковски (Matthew M. Laskowski), СШАЛокализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru