РИТМ, ПОВТОРЕНИЕ, И ПЛОТНОСТЬ:Иногда на рисунке один элемент может повторяться несколько раз, чтобы разбить пространство композиции и направить взгляд зрителя по наиболее интересной траектории. Ритм вашего рисунка относится к тому, как быстро ваш взгляд двигается по сцене. Если в вашей сцене есть рассеянные области с отсутствием деталей, ваш взгляд пройдет по ним, даже не остановившись. Это может быть и специальным эффектом. И наоборот, можно расположить объекты более плотно на траектории, по которой следует взгляд зрителя, и тогда его взгляд будет останавливаться на этих объектах, чтобы подробнее их изучить, прежде чем пойти дальше. Посмотрите, как это работает:
Проведите взглядом по этой линии. Он прошелся быстро, правда? На линии между двумя точками нет никаких препятствий, поэтому взгляд просто проскакивает к другой стороне без остановки.
Проведите взглядом по этой линии. Вы все еще не сбавили скорость, не так ли? Не смотря на то, что на линии присутствуют дополнительные точки, разрезающие путь вашего взгляда, вы проходите по ним абсолютно незаметно, потому что все они одинаково удалены друг от друга. Это, тем не менее, может быть полезным специальным эффектом.
Теперь проведите взглядом по этой линии. Вы задержались на скоплении точек, правда? Ваш взгляд расценил их как достаточно визуально организованными для того, чтобы задержаться и рассмотреть их положение поподробнее. Группировка деталей, как здесь, может помочь задержать взгляд зрителя.
Проведите взглядом по этой линии. Могу поспорить, что вы задержались хоть на секунду на том большом пятне на конце линии! А потом взгляд снова вернулся к нему, так? Эта большая точка является как бы точкой фокуса, не так ли?
Интересно как работает ваш мозг, да?
МАСШТАБ:Масштаб может очень сильно изменить ощущения от рисунка. Масштаб, конечно же, означает изменение размера объектов, либо физически, либо визуально, с целью показать отношение размеров одной детали по отношению к другой. Физический масштаб меняется, ссылаясь на создание чего-то в реальном размере. Представьте Годзиллу, разрушающего Токио, или человека, стоящего в центре огромного леса. Годзилла по сравнению со зданиями просто огромен, он физически огромный. В лесу деревья возвышаются над человеком. На рисунке, вы захотели бы показать, насколько высоко они возвышаются. Оптический масштаб меняется, ссылаясь на положение камеры, показывая отношение масштаба между двумя объектами.
Посмотрите на рисунок ниже, автором которого является Уиллиам Гиббонс (William Gibbons) (devID: ashwara).
В этом примере у нас создается ощущение, что существо, держащее девочку в своей руке, просто неизмеримо велико. Во-первых, у нас такое ощущение создается из-за масштабного соотношения девочки и его руки. Во-вторых, ощущение его большого размера усиливается положением камеры. Она расположена позади девочки и смотрит вверх, тем самым приближая девочку к композиционно интересной части тела этого существа (его голове). У нас остается ощущение того, что за пределами картинки прячется еще большая его часть, которую мы не видим.
Представьте эту сцену под другим углом, например, более отдаленный вид со стороны, или сверху вниз. Эти альтернативные углы перспективы могут смотреться выигрышно, но они, скорее всего, не будут такими же захватывающими и динамичными, как этот.
Нужно думать об углах расположения камеры, как об инструменте, рассказывающем историю. Если бы персонаж стоял напротив огромного существа, и персонаж нам уже знаком, угол камеры должен располагаться позади этого персонажа, открывая вид на существо. Если расположить камеру со стороны существа, при этом смотря сверху вниз, то восприятие картины может измениться, и может показаться, что главным героем является это существо, а не персонаж.
На этом примере, который нарисовал я, мы видим динамику большого действия противопоставленного маленькой причине/источнику этого действия.
Маленький человек вызвал большой взрыв. Мы поняли его отношение к взрыву из его телодвижений. Его поза говорит либо о том, что именно он вызвал этот взрыв, либо, что он просто радуется этому взрыву в воде.
Масштаб можно использовать по-разному. Экспериментируйте!
ПОЛОЖЕНИЕ, ИЕРАРХИЯ:Расположение зависит от отношений. Можно придать большее значение вещам в сцене, основываясь на их положении по отношению к остальному пространству. Например, размещение одного персонажа выше над другим, автоматически наводит на мысль о том, что он сильнее. Плавильное расположение объектов может помочь привлечь правильное внимание. Если у вас есть вертикальный объект, размещенный среди горизонтальных объектов, этот вертикальный объект будет разбивать горизонтальные, и значительно выделяться на их фоне. Самый распространенный пример такого метода, это когда персонаж является единственным объектом, который разбивает линию горизонта. Этот персонаж сразу становится центром внимания. Один из классических американских иллюстраторов - Н.К. Уайет (N.C. Wyeth) - больше других понимал важность расположения объектов на полотне, и может доказать это на хорошем примере:
В этой работе «Еще один шаг» (One More Step) мы видим, что Уайет уделил особое внимание положению двух мужчин в этой сцене.
Обратите внимание, как горизонт делит пространство между ними. Мужчина в черном находится полностью выше горизонта и выглядит так, будто он в более выгодном положении. Мачта, на которой он сидит, разбивает линию горизонта и направляет наш взгляд прямо на него. Сеть из веревок идет от него, и ведут вниз, прямо на мужчину в белом.
Пока мы рассматриваем эти детали, эта картина также приковывает внимание к цвету, контрасту, и балансу. Мужчина в черном имеет большую контрастность, потому что он в черном стоит на фоне яркого неба. Это заставляет обращать взгляд на него. Тем не менее, мужчина в черном сбалансирован мужчиной в белом, на котором повязан красный пояс. Это притягивает наш взгляд вниз на него, и это ощущение противостояния между ними очень ярко выражено.
ПРАВИЛО ОДНОЙ ТРЕТИ:Правило трети используется, преимущественно, в фотографии. Эта техника выходит за пределы иллюстрации или производства. Эта техника очень быстро может найти самое благоприятное положение для фокусного центра на вашем рисунке. Это очень похоже на примеры построения композиции, о которой мы говорили в Главе 5 в начале этого урока. Правило трети – это готовый шаблон, который нужно всегда держать в голове, когда вы начинаете строить какую-либо композицию.
По правилу одной трети изображение делится на 9 одинаковых квадратов с таким же соотношением сторон, как и у самого изображения. Каждая линия расположена ровно на 1/3 изображения. Это значит, что любое изображение с любым соотношением сторон подчиняется правилу одной трети.
При использовании правила трети, линии деления являются лучшими местами деления пространства, а пересечения этих линий являются идеальным местом для фокусного центра и других важных зон изображения. Почти в любой профессиональной фотографии или иллюстрации, поместив сетку одной трети на изображение, можно практически со 100% уверенностью сказать, что эта сетка отлично совпадет с изображением.
На этой странице из комикса, который я нарисовал, обратите внимание на то, как поделено пространство по правилу одной трети. Персонаж комикса расположен прямо на первой линии, которая является и фокусным центром. Также, можно заметить три основных изменения в сцене в пределах трех вертикальных колонок. Первая колонка содержит в себе темную стену. В средней колонке очень много деталей с высоким контрастом и линиями, которые возвращают взгляд к девушке. В третьей колонке широкое пространство с более низким контрастом, что балансирует и организовывает картинку. То, как гармонично сетка легла на рисунок – не совпадение.
ЦЕНТР ФОКУСА:Светотень, контраст, цвет, баланс, плотность, масштаб, положение и правило трети. Теперь, когда у вас есть понятие об этих аспектах, вы можете применять их с целью нахождения фокусной точки на вашем изображении. Ваша фокусная точка должна быть самой интересной частью рисунка, и должна быть так организована, чтобы зритель даже не мог не заметить ее.
На этом примере, который я нарисовал, фокусной точкой является красный воздушный шар, хозяин которого переходит через мост. Почему же он является центром фокуса?
Во-первых, перспектива организована таким образом, что все объекты и линии сходятся ПРЯМО на шаре. Шар находится в самой яркой части рисунка. Цвет достаточно привлекает ваше внимание к нему. В конце концов, он попадает на линию правила одной трети.
Спросите себя, как баланс и ритм использованы в этом рисунке с целью привлечения внимания зрителя к определенным объектам?
Можно сделать рисунок с непроизвольными или множественными фокусными точками, или с отсутствием таковой вообще. Все видят вещи по разному, и то, как вы видите картинку, может сработать вам на руку, либо ничем не привлечь внимание другого человека. Самое важное – делать рисунок таким, каким вы хотите его видеть.
6: ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙСОЗДАЕМ КОМПОЗИЦИЮ ВДУМЧИВОКогда вы занимаетесь построением композиции для сцены, фона, или еще чего-то, у вас должны быть конкретные причины, почему те или иные вещи являются такими, какими они есть. Иногда она нацелена на то, чтобы внедрить в рисунок сложную запутанную композицию. Она может помочь продвинуть «нормальную» картинку до уровня «мой мозг сейчас взорвется».
Когда у вас есть готовая идея для определенного рисунка, оставьте время для «мозговой атаки». Если вы сразу же начинаете рисовать, это значит, что вы заинтересованы только в скорейшем завершении работы – вместо того, чтобы создавать искусство. Без критических размышлений о том, что должна включать в себя сцена или как она должна быть организована, будут потеряны детали, которые могли бы «создать» рисунок. Правильно подобранные детали могут сделать определенные вещи более правдоподобными.
В следующий раз, когда будете создавать какую-либо сцену, спросите себя, что она собой представляет, какие ощущения должны возникать от нее, и объясните теорию, почему она должна выглядеть так, как будет выглядеть в будущем.
Проведите обзор рисунка ниже, где изображена аллея заднего двора:
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ВЕЩИ/ОБЪЕКТЫ [ЧТО]Мне пришлось задуматься о то, какие вещи могут присутствовать в данной сцене. Поэтому я собрал несколько ключевых слов, которые должны быть упомянуты.
Человек
Трубы
Трубопровод
Грязь
Кондиционеры
Решетки
Вентиляторы
Стены
Электропроводка/Провода
Ворота системы защиты
Безоконные двери
Запасные выходы
Растения
Мусор
Велосипед
Знаки
ОЩУЩЕНИЕ/ЭМОЦИЯ [КАК]Далее я должен был продумать то, какие ощущения должен был бы вызывать рисунок. Это помогло бы определиться с освещением и светотеневой структурой.
Одиночество/Отдаленность
Теплота
Сырость/Влага
Ощущение безопасности
Неряшливость
Дневное время/Яркий солнечный свет
Небольшой достаток
Простота
Узкое пространство
Некая доля оптимизма
Продолжение на следующей странице