Я всегда считала Юдифь одной из самых потрясающих персонажей. В античной истории было всего лишь несколько сильных женщин, и она, несомненно, одна из самых запоминающихся. Вот ее история в общих чертах:
«Во втором веке до н.э., когда могущественная ассирийская армия захватила Средний Запад, город Бетулия был окружен армией жестокого и деспотичного Олоферна, полководца Ассирийского императора Навуходоносора. Если Бетулия сдастся, вся страна будет у Ассирии в руках. Обескураженные, старейшины решили сдать голодающий город, если в ближайшие дни их не спасут. Молодая вдова Юдифь вызвалась взять на себя ответственность за будущее города. Она пробралась в лагерь Ассирийцев, где Олоферн, сраженный ее невероятной красотой, пригласил ее присоединиться к банкету. Когда они остались вдвоем в его палатке, он уснул пьяным. Юдифь взяла его меч и отрубила ему голову. После того, как вражеская армия оказалась в смятении из-за потери военачальника, Юдифь вдохновила Израильтян устроить внезапное нападение, из которого они вышли победителями». Первый раз я попыталась нарисовать ее около 4 лет назад, но я так и не закончила работу. В последующие годы, я несколько раз возвращалась к этой теме и теперь не могу даже сосчитать, сколько именно. Изображение, которое вы видите, я начала рисовать где-то в декабре 2008 и у меня ушло достаточно много времени, чтобы его закончить.
Представление темыВ истории искусств есть множество изображений Юдифь, но мне кажется самое восхитительное из них – это картина Климта, она намного более чувственная и эротичная, чем, казалось бы, может быть изображен исторически прославленный персонаж. Я хотела создать такое же настроение, и именно поэтому моя версия более свободная. Я больше концентрировалась на достижении определенной атмосферы, чем на создании исторически правильной ситуации.
character inspirasion - вдохновившие персонажи, scene composition inspirasion - вдохновившие композиции, carpet stylization - стиль ковра
НачинаемВесь процесс, начиная с самого первого наброска, достаточно простой. Я использовала цвета с очень слабым уровнем непрозрачности, постепенно добавляя все больше и больше слоев цвета один поверх другого. Это позволяло мне изначально контролировать и моделировать общий вид картины, но поначалу все это выглядело не так уж хорошо. Обычно я сначала рисую персонаж, но в данном случае, поскольку я решила прорисовывать фон достаточно детально, я начала с окружающей обстановки – даже если вы наметите объекты несколькими небрежными мазками, в дальнейшем вам будет легче объединить персонаж с фоном.
Кисти и слоиДля рисования этой части я использовала обычный аэрограф и твердую круглую кисть со слегка неровными, расплывчатыми краями. Созданные собственноручно кисти очень помогают, и я часто ими пользуюсь, они позволяют мне добавлять текстуру на большие пространства. В случаях подобно этому, когда нужна кисть маленького диаметра чтобы нарисовать более детальные объекты, я обычно выбирая базовые кисти. Более того, я стараюсь избегать создания большого количества слоев, ограничиваясь 4-5, чтобы это не выглядело так, будто я просто скопировала и вставила части на новый слой.
Рисуем персонаж.Я выбрала твердую круглую кисть с неровными краями и примерно набросала очертания персонажа, чтобы уже иметь в наличии самые общие пропорции. Это позволило мне создать общую цветовую палитру и примерный вид общей картинки.
Выбираем цветаПризнаюсь честно, в последнее время я выбираю палитру цветов достаточно приблизительно. По сути, я сначала выбрала полутон для персонажа, а также оттенок главного источника света. Дальше я поэкспериментировала с этими оттенками, накладывая оттенок для источника света поверх полутона используя различные режимы кисти.
midtones - полутона, highlights - светлые тона
Устанавливаем источник света Когда у нас уже есть простой набросок, настало время для определения объектов. Я наметила источник света сверху наброска, чтобы вы поняли, что именно я делаю. У меня будет один направленный источник света и очень нейтральный, рассеянный свет, чтобы завершить эффект.
directional light - направленный свет, bold effects - эффект выделения, adding drama - добавляем драматизм, ambient light - рассеянный свет, scene environment - окружающая обстановка
ПерсонажЧто касается детализации, самая важная часть этой картины – лицо. К телу мы вернемся позже. Используя все ту же твердую неровную кисть, я бегло обрисовываю области губ и глаз, выбирая и применяя те цвета, которые я изначально наметила как основные для них.
Выпуклости и углубленностиРабота над лицом может оказаться жутким занятием. Есть один способ, который, по моему мнению, лучше всего помогает правильно смоделировать персонаж – нужно набросать примерный «каркас» поверх лица (красные линии). После того, как у вас есть модель дальнейшей работы, вы можете легко разглядеть выпуклые, т.е. подсвеченные места (голубые линии) и затененные, вогнутые области (синие линии). Такие наброски очень сильно помогают и я постоянно их использовала на каждой картине, когда была не уверена в созданной модели. Сейчас, я редко ими пользуюсь, но, думаю, кому-то из вас они могут пригодиться.
Основное оттенение лица Обдумывая выпуклые области на лице, я обозначила основные области тени и света в верхней части лица, а также наметила ключевые составляющие: губы, глаза и нос. С помощью кистей с низким значением непрозрачности, переключаясь между аэрографом и твердой круглой кистью с неровными краями вы создаете достаточно мягкую картинку с самого начала и поэтому мне не пришлось беспокоиться об объединении всех деталей в одно целое в течение всего процесса работы.
Двигаемся дальшеКогда у вас готова основа лица, т.е. как оно примерно должно выглядеть, можно вернуться к прорисовыванию тела. Постоянное переключение между разными элементами картины может существенно замедлить ход работы, но зато это позволяет изначально контролировать композицию каждой отдельной части. Чтобы обозначить тело и придать ему реалистичности, я наметила несколько областей света и тени, особенно на ногах персонажа.
Поговорим о шелкеТеперь переходим к определению окружающих предметов, а именно к тканям. Секрет успешного рисунка тканей в том, чтобы знать точно какой именно материал вы хотите изобразить, поскольку каждый из них имеет уникальную текстуру и рисовать их нужно по-разному. Я хотела, чтобы розовый материал вокруг был шелком, светло коричневый висящий материал сатином, а голубой и оранжевый – органзой. Рисовать шелк довольно трудно в плане моделирования самого вида ткани, поскольку в нем должно быть множество маленьких, мягких изгибов. Что касается цвета, т.к. материал этот гладкий и блестящий, сам цвет и переход из света в тень должен быть резким, и сгущаться вокруг небольших областей.
highlight - подсветка, little midtone - слабый полутон, intense shadow - интенсивная тень
Несколько замечаний по композиции Где-то в середине работы, я всегда переворачиваю изображение в другую сторону, чтобы посмотреть, есть ли что-то еще, что нужно подправить. Часто бывает так, что новая перспектива выглядит так захватывающе, что я оставляю изображение в перевернутом виде. Ну, конечно, в этом случае это неприемлемо. Композиция была построена таким образом, чтобы провести зрителя через различные элементы изображения – начиная слева, через бедра персонажа к ее лицу и потом, в самом конце, опускаясь вниз к самому главному элементу картины – отрубленной голове. Как вы видите на изображении, если его перевернуть, исчезает вся изначальная задумка: самые интересные части картины показаны в самом начале, из-за чего правая часть изображения уже не кажется такой интересной.
starting point = main focal point - отправная точка = основной фокус, empty space - пустое пространство, interpretation clue - ключевой аспект, wrong - неправильно
КоврыОдин из самых сложных элементов, которые я запланировала – это ковер, свисающий с кровати. После поиска подходящих изображений и осознания, какой именно результат я хочу получить, я начала набрасывать примерные очертания с помощью обычной кисти с очень очень низким уровнем непрозрачности. Таким образом, поначалу все выглядело не очень привлекательно, но после наложение нескольких слоев краски друг на друга формы стали проявляться более отчетливо
Совершенствование персонажаПосле того, как я обозначила некоторые детали фона и переднего плана, я приступила к завершению прорисовки самого персонажа. Я добавила еще немного теней на ее кожу, обогатив палитру более розовыми оттенками, чтобы придать жизненный вид ее телу. Чтобы не испортить единство картинки, я добавила немного цвета на ее бедро с помощью блестящей кисти – такие кисти абсолютно потрясающие, когда вам нужно добавить оттенок так, чтобы он идеально вписался в уже существующую палитру.
Наводим блескДля волос, я уменьшила диаметр моей базовой кисти и прошлась ею по наброску. Чтобы добавить локонам немного текстуры, я добавила несколько прядей с помощью обычной точечной кисти. После создания такой текстурной основы, я небрежно набросала еще несколько прядей, чтобы ее волосы не выглядели неестественно. Кроме затенения отдельных прядей, я также оттенила все локоны разом, добавив еще базовые тени и подсветку. Затем, я также добавила немного розоватых и желтых теней на ее лицо, а также текстуры губам и нарисовала ресницы.
Дорабатываем подушки«Ядро» изображения готово, теперь переходим к самой сложной части работы – прорисовыванию окружающего интерьера. С самого начала я решила очень тщательно прорабатывать детали, поэтому над ними я трудилась гораздо дольше, чем обычно. Но в то же время я не хотела прорисовывать каждый пиксель – я скорее старалась рисовать намек на детали. Это позволило мне сохранить художественный облик картины. Чтобы избежать переизбытка деталей я добавила несколько светлых пятен для имитации вышитых узоров и подчеркивания выпуклостей.
Общая детализация Двигаясь дальше, используя все ту же технологию (сначала делать наброски кистью с низкой непрозрачностью), я обозначила светло коричневый сатин на углу кровати. Самая главная разница в прорисовке сатина и шелка это структура – сатин по идее толще, поэтому складки более плотные и грубые в плане перехода цветов, а это значит, что подсветка будет распределяться на большие области и переход от света к тени будет не такой резкий, каким он был на шелке. Теперь, когда основная работа по затенению сатина завершена, я несколькими произвольными мазками обозначила узор. Чтобы смягчить неровности, я использовала для этих штрихов медианный фильтр. Это создает немного размытую, но достаточно прочную основу для дальнейшей работы. Этот прием хорош в принципе для любого элемента изображения, но особенно эффективен по отношению к фону.
Прикосновение шелкаБыло очень сложно закончить рисовать шелк. Как я уже говорила, две вещи, о которых не стоит забывать – структура (складки) и текстура (расположение подсветки и мягкость). Со структурой все было в порядке, но контраст между светом и тенью слишком выделялся, поэтому большинство доработки было направлено на усиление полутонов и сглаживание контрастов. Чтобы это сделать, я просто выбрала насыщенный малиновый цвет и нанесла его между областями света и тени сверху складок. Для усиления реалистичности я добавила немного света вдоль кромки материала, чтобы подчеркнуть его края.
Безумные узорыЧестно говоря, прорисовывание деталей ковра было одним из самых нудных занятий, которые я когда-либо делала. Я сделала несколько примерных вариантов чтобы понять, какой будет лучше всего смотреться и пришла к окончательному решению только спустя несколько часов. В этом случае, я также попробовала нарисовать лишь намек на детали, вместо того чтобы прорисовывать их очень четко. Постепенно уменьшая диаметр и повышая непрозрачность, я наложила пятна друг на друга. Это заставило меня определить границы и мне пришлось нарисовать более темные пятна вокруг светлых чтобы увеличить контраст и общий реализм дизайна.
ОрганзаОдин из наиболее сложных элементов картины – занавеска из органзы. Логика и процесс росписи прозрачных тканей полностью отличается от обычных тканей. И дело не в текстуре, а в распределении и направлении цветов. Ключ к красиво нарисованной прозрачной ткани (например, из органзы или муслина) – подчеркивание ее прозрачности с помощью наложения слоев ткани друг на друга, имитируя складки. Прекрасный штрих, значительно повышающий реализм изображения – очерчивание фактических краев ткани тонкой светлой чертой.
Финальное слово Вот, в общем то и все. Осмотрев законченное изображение, я напоследок добавила еще немного текстуры на фон с помощью текстурной кисти, а также золотые украшения персонажу чтобы подчеркнуть богатство сцены. Ну вот, после долгих часов работы, картина готова. Надеюсь, для вас урок был интересным.
Видео урок - процесс рисования картины Юдифь
Видео 1: Базовое описание сцены (Предупреждение: размазанные скетчи!)Автор: Marta Dahlig (Марта Далиг)Локализация урока подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru