ЭСКИЗЫПрежде чем начать рисовать, я провожу небольшое исследование темы, которую собираюсь передать в своем рисунке. Данную карикатуру я начал рисовать прямо с зеркала. Присматривался к разным позам и выражениям лица, и пытался применять разные стили рисования – от мультяшного до более реалистичного.
Главное здесь – ничего не усложнять, а сконцентрировать все свое внимание только на фигурах рисунка, его ритме и композиции. При таком подходе можете не бояться потеряться во множестве деталей.
ФОТО-РЕФЕРЕНСЫТак как это авто-карикатура, я мог бы сфотографировать себя и просто перерисовать на бумагу, но я так редко делаю. Когда мне, например, нужно нарисовать портрет или карикатуру на известного человека, приходится использовать фотографии, взятые из интернета, и на каждой из них разное освещение, поза и перспектива. Чтобы избежать этой проблемы, я фотографирую сам себя. И это фото будет служить мне образцом для построения тела и лица человека, которого я буду рисовать. В следующем абзаце я подробнее расскажу о том, как я создаю фото-референсы.
Перед подготовкой к фото-сету я должен подготовить иллюстрацию своей идеи на бумаге. Рисунок не обязательно должен быть проработанным, хотя важные элементы композиции обязательно должны быть отмечены, чтобы мы знали, что потом нужно будет сфотографировать, например, одежду, объекты, освещение…
Когда эскиз готов, самое время для фотосессии. В первую очередь, нужно учитывать перспективу. Я сделал пару снимков и сравнил их с рисунком, чтобы проверить высоту, соотношение, угол и типы линз.
Для данной карикатуры я разместил камеру на расстоянии одного метра от себя, примерно на уровне моего носа. Голова и тело слегка развернуты на три четверти, так что у нас получается угловая перспектива, поэтому нужно уделить больше внимания уголкам рта и расположению глаз.
Что касается освещения, то я использовал только рассеянный свет. Самый яркий источник света, справа от головы, расположен относительно близко и имеет желтоватый оттенок, почти белый. Вторичный свет – это свет от окружения, отраженный от желтого фона, крыши, стен и пола. Цвет этого света намного ярче, но и прозрачность довольно высокая.
ИНСТРУМЕНТЫПрограмма Photoshop CS6
Планшет Bamboo Wacom Pen
Консоль G13 LogitechПримечание: размещайте на своей консоли только наиболее часто используемые инструменты и быстрые клавиши, а также экономящие время клавиши настроек, сокращенные до двух или трех клавиш, типа Ctrl+Alt+Z.
ДОРАБОТКА ЭСКИЗАКогда я доволен полученным фото-референсом, я создаю финальный контурный рисунок, который далее будет служить мне основой. Я стараюсь максимально точно передать перспективу, ракурс, перекрывающиеся фигуры, анатомию, я также продолжаю искать наиболее подходящее положение на бумаге. Я стараюсь не рисовать по центру, потому что центр холста – очень сильная зона, склонная делать расположенные там объекты очень жесткими, неподвижными. Я лучше отодвину главный объект в сторону и, может быть, чуть выше или ниже центра, чтобы создать более интересную композицию.
Примечание: Поворот холста по горизонтали или вертикали очень хорошо освежает взгляд и помогает заметить ошибки, которые в другой позиции на глаза не попадались.
СВЕТ И ЦВЕТПеред созданием палитры цветов я анализирую отношение между светлыми и темными цветами, и делю их на две группы: светлая сторона и темная сторона.
Светлая сторона – это та, на которую приходится самый яркий свет. Здесь присутствуют и сияние, и более светлые, менее насыщенные цвета (но бывают и исключения) и полутона.
На темной стороне расположены все проецируемые и формирующие тени, темные и насыщенные тона (опять же, бывают исключения), а также отраженный свет. Правильное определение этих двух групп – ключ к приданию объема любой фигуре.
Обычно я беру от 3 до 6 цветов для каждого элемента на рисунке – волос, кожи, глаз, рта, футболки и т.д. Эти цвета делятся на те две группы, о которых я говорил ранее. По ходу рисования я могу добавлять и менять цвета в соответствии с новыми результатами и миксами, которые у меня получаются, но я всегда стараюсь придерживаться изначально отобранных цветов.
Примечание: палитру я создаю на отдельном слое и защищаю блокировкой, чтобы случайно не начать рисовать поверх нее.
НАКЛАДЫВАНИЕ ПЕРВЫЙ ЦВЕТОВДумаю, это самый важный этап, потому что, если он пройден хорошо, дальнейшее раскрашивание будет проходить намного легче. На этом этапе я не зуммирую изображение и не забочусь о чистоте мазков кисти. Здесь главное наложить правильный цвет в правильном месте и, если необходимо, подкорректировать палитру.
Я создаю слой под эскизом и закрашиваю каждый элемент рисунка соответствующим полутоном. Далее я постепенно добавляю световые пятна и тени. Очень важно никуда не торопиться, потому что здесь легко можно уйти в крайности, т.е. сделать рисунок слишком светлым или слишком темным.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Примечание: периодически я присматриваюсь к рисунку, прищурив глаза, чтобы выявить области, которые нуждаются в коррекции. Прищуривание помогает мне видеть только большие формы, и игнорировать детали.
ОБРАБОТКА КРАЕВКогда я доволен первичными цветами, я уменьшаю Непрозрачность (Opacity) слоя с контуром и создаю новый слой поверх него. Я закрашиваю все области, где проглядывали линии контура и растушевываю мазки кисти.
Примечание: я всегда стараюсь менять края фигур – то прорисовываю их, то прячу. Такая техника добавляет рисунку жизни.
ОРГАНИЗОВАННАЯ РАБОТАВ процессе работы я стараюсь организовывать свои слои в простую и удобную систему. Почти половину рисунка я создавал на двух или трех слоях: один – для фона, другой – для персонажа, и один временный слой. Этот слой для «безопасности» - когда я рисую что-то на нем, я могу не волноваться, что нижний слой испортится, а когда результат меня устраивает, я объединяю слои, создаю еще один временный слой и работаю дальше.
Количество слоев увеличивается только к концу рисования. На этом этапе я как раз заканчиваю рисовать глаза, зубы, волосы, текстуры, сияние и темные эффекты. Для каждого элемента я создаю группу слоев. Группы очень помогают при организации и визуализации того, над чем вы работаете.
Я также стараюсь не работать долгое время в одной области. Я стараюсь передвигаться по рисунку и работать по всей поверхности. Так появляется возможность обзора изображения в целом, а впоследствии это помогает обнаруживать зоны, нуждающиеся в доработке.
Примечание: в Photoshop-е версии CS6 можно добавлять цвет на слои и группы непосредственно в меню слоев. Нужно просто кликнуть по слою правой кнопкой мыши и выбрать из списка желаемый цвет.
ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИПрежде чем добавлять финальные штрихи, я перевожу рисунок «во весь экран» и отхожу от монитора метра на два, чтобы присмотреться еще раз, где и что нужно подкорректировать. В фокусной точке я располагаю самые важные детали и самый высокий контраст между цветами, в данном случае, это глаза.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Добавляю больше сияния/свечения, рисую ресницы, мелкие волоски тут и там, выделяю некоторые темные участки теней, морщинки и, наконец, текстурирую кожу. Чтобы добавить текстуру, я беру фотографии кожи высокого разрешения, убираю насыщенность, корректирую режим наложения и применяю этот слой там, где необходимо. Уменьшаю Непрозрачность (Opacity), стираю четкие границы, корректирую слой с помощью Уровней (Levels), чтобы подогнать его по светлоте к самому рисунку, чтобы текстура не смотрелась как отделенная маска.
В конце, я обыгрываю фон и контрастность изображения, и еще раз пристально всматриваюсь в рисунок, чтобы не пропустить области, по-прежнему нуждающиеся в доработке.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Примечание: качественно сфотографированная текстура должна иметь сбалансированную яркость/светлоту, без лишнего сияния или глубоких теней. При фотографировании используйте отражатели, или снимайте в облачную погоду.
Автор: Igor Braulio (Игорь Браулио)Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ruНе забудьте сказать «Спасибо» за публикацию урока!