Итак, вы решили заняться цифровым искусством?! Тогда, добро пожаловать в клуб. Как самопровозглашенный гид в этой области, я решила провести вам небольшой тур по определенным углам мира цифрового искусства, которые обязательно нужно знать и запомнить. Имейте ввиду, эта статья посвящена абсолютным новичкам в области цифрового искусства, здесь вы не найдете инструкции по созданию шедевра за 273 совершенно простых этапа. Но здесь мы обратимся к таким понятиям, как текстура, программное обеспечение, планшеты и др., поэтому, если вам все это интересно, продолжайте читать.
ИНСТРУМЕНТЫ
Здесь нет волшебных кнопок «нарисовать картинку»!Первое самое важное и часто недооцененное правило в цифровом искусстве гласит: компьютер никогда не сделает работу за вас. В Photoshop’е нет кнопки «нарисовать картинку» (а если и есть, ее надежно спрятали, чтобы никто не смог найти!). Если вы думаете, что компьютерное искусство это что-то такое, где можно создать шедевр за два клика, самое время переосмыслить свою мотивацию. В действительности же, цифровое искусство может быть намного сложнее, чем традиционное, и причины этого я объясню ниже.
Особое внимание в этой статье будет уделено фрактальным (1) программам, а также программе Poser от E Frontier. Они часто считаются исключениями в правиле «компьютер этого не сделает», и, в каком то, смысле это так и есть, но не совсем.
(1) (прим. автора) Фрактал – это геометрическая фигура, которая повторяется в маленьких размерах, образовывая необычные формы и поверхности, которая не может быть представлена в классической геометрии. Фракталы обычно используются в компьютерном моделировании необычных шаблонов и конструкций.Что касается Poser’а, это отдельная (ужасная) история. Poser позволяет работать с готовыми моделями, которые можно сложить в разные позиции. Ну, да, можно создать и свои модели, но для простоты, давайте возьмем готовые. Можно также купить модели и аксессуары к ним, созданные другими людьми, на таких ресурсах, как, например, Renderosity, и использовать их на свой лад. Все просто, да? Но на этом вся простота заканчивается и начинается геморрой. К примеру, нужно приложить очень много усилий, чтобы сделать так, чтобы фигура Poser не выглядела как таковая. Другими словами, вы же не хотите, чтобы реакция человека, впервые увидевшего вашу работу, звучала как «о, это же модель из Poser’а, выглядит дешево!». Добавим к этому возможность «невозможных» поворотов и углов, неправдоподобны складок на теле, отсутствие теней и неправильно переданный мышечный тонус, и вы увидите, как много навыков и усилий нужно, чтобы добиться от этой, казалось бы, «простой» программы, хоть какого-то стоящего результата.
Скажем коротко, компьютер не будет рисовать за вас. Они пока не настолько умны.
ЗНАЙ СВОИ ПРОГРАММЫМы уже установили, что ни один компьютер не нарисует за вас рисунок, однако, существует огромное количество других программ. Для 2D (2) проектов существует Adobe Photoshop, Corel Painter, Corel Paint Shop Pro (когда-то принадлежавший Jasc’у), Ulead Photoimpact, Adobe Illustrator и много других. Для 3D (3) проектов используются такие программы, как Maya, 3d Studio Max, Blender, Bryce, Vue d’Esprit, Poser и т.д. и т.п. Ну, и, конечно же, есть множество других программ, таких как, например, для фрактального искусства и т.д. Очень легко запутаться в таком ассортименте, особенно, когда нет какой-то одной «лучшей» программы – и лучше бы это запомнить (частично, потому что вопрос «какая программа лучше» задается на соответствующих форумах слишком часто, что не может не раздражать артистичную натуру художников).
(2) (прим. автора) 2d или two-dimensional (двухмерное) искусство – это то, что вы обычно рисуете (карандашом или красками) – оно включает в себя работу с двумя осями – ширины и высоты.
(3) (прим. автора) 3d или three-dimensional (трехмерное) искусство ассоциируется с моделированием. Это не только работа с высотой и шириной, но также и с глубиной объекта. К слову, скульптура – тоже технически трехмерный объект, однако данный термин (3D) обычно используется по отношению к компьютерным изображениям.Итак, как же понять, какая программа подходит именно вам? Самый лучший способ понять это – испробовать все. Под словом «испробовать» я имею ввиду действительно познать программу, прежде чем делать о ней какие-то выводы. Большинство, если не все компании, выпускают демо-версии своих программ, которые можно бесплатно скачать с их официального сайта – в них есть кое-какие ограничения, типа лимит на размер изображения, возможность сохранять их или ставить водяные знаки, но даже это не мешает понять, хотите вы купить этот софт или нет. Я хочу еще раз подчеркнуть, что нужно поработать с программой больше, чем 5 минут, чтобы сложить о ней свое мнение, просто потому, что многие из них очень сложны и требуют месяцы (если не годы) для их полного изучения. К счастью, многие программы в каком-то аспекте похожи друг на друга, а некоторые настолько просты, что ими можно пользоваться интуитивно, так что при их использовании процесс обучения должен быть довольно простым и незамысловатым.
Также, не будет лишним воспользоваться сопутствующими полезными файлами – многие компании на своих сайта размещают различные уроки, которых так же много и на просторах интернета – самый известный ресурс http://www.good-tutorials.com/ имеет внушительную коллекцию уроков для Photoshop’а. И, что бы вы ни делали, никогда не влезайте в чаты или форумы с репликой «привет, как научиться пользоваться фотошопом?». Это совсем не смешно.
По делу – раз вы выбрали для себя любимую программу или несколько программ, не переставайте экспериментировать – на этом этапе вы видите только верхушку айсберга. У каждой программы есть свои особенности, на познание которых нужно время и N-ое количество экспериментов. Это изюминка цифрового формата - очень часто бывает так, что вы «испортили» все и, казалось бы, это уже не подлежит исправлению. У вас (обычно) есть в арсенале слои, с которыми можно работать, если вы не уверены, как тот или иной цвет будет выглядеть на вашем рисунке – в любом случае, можно отменить последнее действие, когда вам этого захочется (к слову, в некоторых программах количество таких отмен ограничено, поэтому лучше сначала проверьте свои настройки), можно также создавать резервные копии (что очень рекомендуется в случае, если ваша программа склонна к «погрешностям»), в крайнем случае, можно просто воспользоваться ластиком и стирать столько, сколько вам захочется, без повреждения «холста».
Помимо всего прочего, запомните, не все цифровое искусство – «Photoshop». Некоторым людям это может не понравиться. Можете называть такой вид искусства цифровым медиа, цифровым искусством, CG (Computer Graphics), компьютерная графика… но только не Photoshop (если только речь не идет об этой конкретной программе).
Говоря коротко, пробуйте все, экспериментируйте и изучайте свои инструменты.
ПЛАНШЕТЫ НЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСПомимо программного обеспечения, важной составляющей цифрового искусства является аппаратное (техническое) оборудование. Есть ПО, есть мышки и есть… планшеты. О, да, волшебные планшеты, вокруг которых витает столько мифов. На самом деле, они действительно являются полезными инструментами, потому что позволяют работать быстрее, чем мышкой, и они работают на более интуитивном уровне, однако – и это очень важно, - использование планшета (не важно, насколько дорогого) не гарантирует вам знаний об освещении, анатомии и композиции, и не превратит все, к чему вы прикасаетесь, в шедевр. Более того, есть такие художники, которые умудряются творить чудеса с помощью обычной мыши. Так что не вините маленький кусок пластика в бесполезности – это вовсе не так. Просто с ним нужно обращаться с большей любовью и вниманием.
Если вы собираетесь приобрести планшет, лучше сначала попробовать разные размеры. Большой не всегда значит лучший – имейте ввиду, хоть 12х12 дюймов и звучит внушительно, такую махину нужно будет где-то разместить, а рисовать на ней, расположив поверх ноутбука, поверьте, не так удобно, как может показаться. В то же время, миниатюрные планшеты с небольшой рабочей поверхностью могут подойти определенным пользователям, но тем, кто любит рисовать замашистыми движениями, такой вариант вряд ли подойдет. Поэтому, прежде чем купить такую технику, лучше попробовать несколько разных вариантов.
Также, если вы, как большинство из нас, смертны и имеете ограниченный бюджет, помните, что не обязательно тратить крупную сумму денег на инструменты для рисования, в надежде, что они помогут вам достичь определенного результата или уровня. Например, интерактивный перьевой дисплей (4) может звучать впечатляюще, но ценовая разница между ним и обычным планшетом может быть довольно большой, если предположить, что вы платите за лишение себя необходимости изучать координацию движений «глаз-рука», которую необходимо изучать при работе с планшетом, когда вы смотрите на экран. И наоборот, если вы новичок в этом деле и не знаете точно, будете ли заниматься цифровым искусством всерьез, вам не нужен дорогой брендовый планшет (типа Intuos), вполне подойдет менее дорогой, например, Graphire, тем более у них один разработчик.
(4) (прим. автора) Интерактивный перьевой дисплей (interactive pen display) похож на планшет, но отличие заключается в следующем: при использовании планшета вы рисуете на его рабочей поверхности, а результат видите на мониторе своего компьютера, тогда как при использовании интерактивного перьевого дисплея, вы рисуете на нем пером и видите свой рисунок там же, на его рабочей поверхности. Самый известный из этой продукции Cintiq от Wacom.С другой стороны, покупатель зачастую получает то, что за что он заплатил, приобретя дешевый планшет – хотя, с первого взгляда, он казался такими же хорошим, как и многие другие. Долговечность планшета – это как игра в рулетку. Также, иногда дешевая цена может говорить о таких неудобствах, как перо на проводе или, что еще хуже, потеря чувствительности к нажиму, а это, на мой взгляд, убивает всякий смысл приобретения планшета.
Второй важный момент, который обязательно должен прозвучать - чувствовать планшет это не то же самое, что чувствовать карандаш или ручку, или кисть. При работе с ним теряется ощущение текстуры, и, вообще, при переходе от традиционного рисования к цифровому, появляются очень странные ощущения. Так что будьте готовы к тому, что понадобится какое-то время для адаптации, и не теряйте энтузиазма, если поначалу ваши линии будут «плыть» или не удастся полностью контролировать чувствительность к нажиму пера. Со временем, вы ко всему привыкнете, нужно только терпение.
Подведем итог: планшеты не волшебные, но все же это очень хороший инструмент, если узнать его получше и выбрать тот, что подходит лично вам.