Теперь у вас есть прекрасная возможность рисовать, редактировать любые изображения из любой точки мира не имея под рукой графического редактора.
"Фотошоп онлайн" - Полностью бесплатен! Доступен откуда угодно, не требует установки, легок, удобен и практичен!
Для использования "фотошоп онлайн" нажмите на кнопку.
Уважаемый посетитель, позвольте для начала предложить Вам Зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем. Это займет всего минуту, и вы сможете воспользоваться множеством дополнительных возможностей нашего сайта.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Длинный урок есть длинный урок @_@... Нужно перестать писать такие длиннющие уроки. На самом деле, он был еще длиннее, я просто сделала его чуть шире. >_>
Итак, мой урок по Освещению! Для всех тех, у кого есть проблемы с освещением и тем, как его правильно обыграть в своих работах. Я расскажу вам о том, как сама разобралась с этой темой, так что не примите меня за профессионала в этом вопросе, хотя кое-что полезное я вам рассказать могу.
Все права на изображения в этом уроке принадлежат мне, так что не копируйте их, пожалуйста.
Особую благодарность выражаю пользователям Brad и Nysha за то, что позволили воспользоваться некоторыми из их работ. <3
Приветствую!
Так как некоторые люди просили меня больше раскрыть тему освещения, которую я затронула в одном из своих уроков, я решила попробовать и рассказать о нем чуть больше. Но (!) я не утверждаю, что я профессионал в этой области, и на тему освещения можно рассказать намного больше, чем вы прочитаете здесь, но, надеюсь, я смогу раскрыть перед вами некоторые базовые аспекты того, как все это работает. Освещение – очень важный фактор, потому что оно есть везде, а рисунки без освещения выглядят довольно пустыми, неживыми и незавершенными. Так как большинство моих работ выполнены в цифровом формате, все примеры, представленные в этом уроке, выполнены мной в графике, хотя я также делала снимки, чтобы лучше продемонстрировать то, как свет функционирует в реальности. На самом деле, наблюдение за светом в природных условиях – лучший способ познать его и использовать эти знания в своих работах; кстати, помимо изучения работ других художников, наблюдение за объектами в природе очень помогло мне понять, как работает свет и как он влияет на окружающие его объекты. Итак, давайте начнем с некоторых основных положений, с которыми вам необходимо ознакомиться.
I. КАК ОБЪЕКТЫ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА
Прежде чем начать с примеров и основных видов освещения, нужно освоить одну важную информацию – а именно – все объекты в природе отбрасывают свою тень/свет на другие объекты, расположенные рядом. Я продемонстрирую это на серии снимков, где запечатлела самые обычные предметы в своей комнате, чтобы вам было понятнее. Я также хотела бы упомянуть о следующем – тени не добавляют цвета – это значит, что, если объект отбрасывает тень на светло-голубую поверхность, тень будет не просто темным оттенком голубого, а скорее одной из вариаций оттенков серого, фиолетового и голубого, в зависимости от цвета поверхности и цвета объекта, отбрасываемого тень. Ниже приведу несколько примеров:
1. Это пример фиолетовой, прозрачной зажигалки, отбрасывающей тень на стол и подставку для ручки (и саму ручку). Фиолетовый цвет зажигалки отбрасывается и как тень и как просто цвет на подставку для ручки, и немного этого фиолетового свечения можно увидеть на ручке тоже. Фиолетовый цвет также проецируется на поверхность стола, тогда как бежевый цвет стола проецируется снизу на подставку для ручки. Основной источник света расположен в верхнем левом углу по отношению к фото, поэтому, естественно, отбрасываемые тени все пропорционально падают на другую сторону и тянутся к нижнему правому углу фотографии. Также, обратите внимание на то, что прозрачные и полупрозрачные предметы, такие как стекло, пластик и т.п. проецируют и пропускают свет лучше, чем другие, более однородные, материалы.
2. Здесь у нас все та же зажигалка, но в данном случае она отбрасывает свой свет на черную мышку. И снова, главный источник света находится в левом верхнем углу фотографии, так что тени отбрасываются по направлению к нижнему правому углу. Помимо того, что зажигалка отбрасывает тень и свет на стол и мышку, стол также отбрасывает легкий бежевый свет на левую сторону мышки. На глянцевой области мышки также видно отражение окна и левой половины стола.
3. На этом примере вы видите зеленую свечу в форме розы (да, в моей комнате полно всякой всячины, ага) и снова подставку под ручку и саму ручку на ней. Стрелки указывают на то, как свеча отбрасывает тень на подставку, а также немного зеленого света. Подставка, в свою очередь, отбрасывает немного своего белого цвета на верхнюю часть свечи. Свеча также отбрасывает свою тень на стол, а стол проецирует немного своего бежевого цвета на нижнюю часть свечи. Основной источник света все так же находится в левом верхнем углу. Если сказать больше о цвете, обратите внимание на то, что черный и белый цвета здесь представлены не в чистом виде, а в виде оттенков, и они тоже «впитывают» и отражают другие цвета, что будет лучше изображено на следующих примерах (4 и 5).
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
II. ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Итак, сейчас мы пройдемся по некоторым базовым видам освещения. Я постараюсь изобразить их в разных вариациях – с более технической точки зрения, подкреплю это реальными фотографиями и графическими изображениями (для этой цели я буду использовать вектор Наото из манги DOGS). Я также продемонстрирую одну из наиболее распространенных ошибок среди художников начального уровня, когда дело касается определенных видов освещения, например, когда они не уделяют должного внимания динамике света, теней и цвета, а также выбирают неправильный метод достижения желаемого результата. Так, давайте перейдем к делу:
1. ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Мы начнем с наиболее часто используемого освещения – фронтального. При таком освещении свет падает на объект спереди (или с точки, где стоит зритель) и большая часть передней части этого объекта находится в свету. Вот несколько примеров:
1. у нас есть бежевый, нейтрально окрашенный шар, освещенный мягким светом спереди, и темный его участок сзади. Я добавила тень внизу, чтобы лучше передать форму.
2. Так шар выглядит после добавления световых пятен и теней согласно обстановке – фронтальная часть шара полностью освещена светом, исходящим спереди (самое яркое пятно на шаре соответствует направлению света – в данном случае, с позиции чуть выше уровня шара), тогда как сзади шар освещен фоновым светом, вследствие чего на верхней (задней) части шара появляется голубоватый оттенок. Тень внизу шара продолжается позади него, но этого нам уже не видно из-за положения самого шара.
3. Здесь мы видим, как все видит в графическом формате. Наото стоит в центре картины, которую мы использовали в предыдущих примерах. Цвета/оттенки здесь базовые и белый смотрится совсем неплохо, хотя не хватает кое-каких доработок, которые бы сделали все изображение более реалистичным и соответствующим обстановке.
4. Дополнительные штрихи, о которых я упомянула, включают в себя больше бликов на волосах и коже, а также несколько поправок в одежде. Таким образом, мы видим, как свет, который мы использовали в данной ситуации, влияет на персонажа, освещая ее волосы, кожу и одежду этим нежным бежевым фронтальным светом. Также обратите внимание на то, что задняя часть ее головы, шарф и правая сторона лица больше находятся в тени и немного вобрали в себя фиолетовый цвет фоновой подсветки.
5. А это уже реальная иллюстрация того, как все это выглядит на фотографии – вся свеча освещена солнечным светом с передней стороны, а на контурах свечи видны мягкие бежевые тени, отбросанные от стола. Не смотря на то, что свеча сама по себе ярко-зеленого цвета (как киви), солнечный свет, который на нее падает, «впитывается», и создается впечатление, что она больше цвета лайма.
2. БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Объясню своими словами – боковое освещение – это такое освещение, при котором основной поток света исходит с одной стороны, при этом одна сторона объекта освещена, а другая остается в тени (если, конечно, не предусмотрен еще один источник света, но этот вариант мы рассмотрим позже). Перейдем к примерам:
1. Мы снова будем использовать наш шар базового цвета. В данном случае основной источник света расположен слева, тогда как правая сторона находится в тени фиолетового фона.
2. Так шар выглядит при правильном применении света и тени. Мягкий бежевый свет, исходящий слева, освещает левую сторону шара, тогда как правая сторона, которая находится в тени, вобрала в себя немного фиолетового цвета с фона изображения. Обратите внимание также на то, что самый край на правой стороне шара не такой темный, как остальная часть затененной области, а слегка фиолетовый – это отраженный фиолетовый свет с правой стороны изображения.
3. Именно поэтому у Наото в этом примере волосы, перчатка, шарф и рубашка освещены мягким бежевым/желтоватым светом, тогда как другая ее сторона находится как бы в тени, при этом видны все черты лица и присутствуют легкие фиолетовые световые пятна. Это правило можно применить и к ночной сцене, где вместо солнца (как в примерах 4 и 5) будет луна:
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
6. А это реалистичное отображение того, как работает боковое освещение – в данном случае левая сторона объекта находится в тени, и она немного вобрала в себя желтый оттенок стола, правая же сторона освещается солнцем – основным источником света.
3. ЗАДНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ (задняя подсветка)
Заднее освещение – это такой тип освещения, при котором объект располагается так, что основной источник света оказывается позади него, и обычно не виден или частично затемнен объектом. Сам объект находится в поле зрения зрителя, и, тем не менее, он в основном весь в тени (опять же, если нет второго источника света, идущего спереди), тогда как светом освещаются только края объекта. Приведем несколько примеров:
1. И снова перед нами наш незаменимый шар, но в этом случае источник света расположен позади него. Если мы оставим шар затененным таким образом, он будет слишком сильно выбиваться из общей картины (из моей импровизированной сцены с закатом ХD) – просто тени и световые пятна не соответствуют условиям, заданным в данном случае.
2. Чтобы еще лучше продемонстрировать это, давайте возьмем Наото с основными тенями и световыми пятнами и поместим ее на изображение с закатом. Как вы видите, она также выбивается из общей картинки, поэтому такое затенение совсем не подойдет. Я часто видела, как некоторые люди применяли красные или оранжевые цвета в режиме Наложения (Overlay) или Мягкого света (Soft Light) поверх слоя с объектом – это НЕ правильный способ в подобных случаях, потому что так вы только «сожжете» изображение; это одна из наиболее распространенных ошибок, как на примерах 3 и 4:
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
5. Так выглядит объект при заднем освещении – большая его часть находится в тени, а спереди он освещается отраженным спереди светом (в данном случае фиолетово-голубыми тонами заката), тогда как солнце, расположенное позади, освещает лишь края шара. Этот же принцип можно наблюдать при солнечном затмении, когда луна пересекает солнце спереди и перекрывает его – на луне, в таком случае, не видно никаких кратеров, которых можно заметить при полнолунии, вместо этого виден только силуэт луны на фоне солнца.
6. Пример Наото с задним освещением – как и в случае с шаром, здесь освещается только контур, все остальное находится в тени отраженного сумрачного света. На примерах 7 и 8 приведен тот же прием, но уже в ночное время с лунным освещением. Тем не менее, будьте осторожны, когда дело касается расстояния между объектом и зрителем – чем дальше объект от нас, тем более темным выглядит силуэт (с освещенными краями), и тем меньше в нем деталей (как показано на примере 8):
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
9. Фотография свечи с задней подсветкой. Края (контур) освещен, все остальное в тени.
4. ОСВЕЩЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ИСТОЧНИКАМИ СВЕТА
Иногда вам будут попадаться объекты, освещенные несколькими источниками света. Как и другие виды освещения, данное освещение следует все тем же принципам – многое зависит от направления, по которому следуют источники света, цветов/света, которые они отбрасывают, оригинальный цвет объекта и т.д. Приведу несколько примеров:
1. Мы вернулись к шару, который в данном случае выполнен в сером цвете металика. Здесь два разных источника – зеленый слева и красный справа. Что касается бокового освещения, каждый свет отбрасывает свои цвета на шар, тогда как середина шара остается такого же цвета, какого была – серый металик.
2. Эта фотография шара для занятий пилатесом – отличный пример того, как работает освещение с несколькими источниками света. Здесь присутствует синий свет, исходящий справа (из окна, закрытого синими шторами), а также бежевый свет, идущий с левой стороны, где стоит стол. Стрелки показывают, как различные объекты влияют на красный шар под разными углами – пол и стол с левой стороны и снизу, и стена и шторы с правой стороны и сверху. Здесь также можно заметить, как синие шторы и стена отражаются на полу с правой стороны, который стал более синим по сравнению с полом на левой стороне, где стоит стол, а также хорошо видно, как красный цвет шара отражается в тенях на полу и на столе с левой стороны.
III. КОРОТКО…
* Все вещи в природе, так или иначе, влияют друг на друга – через тени, освещение, цвета и т.д. * Тени не добавляют цвета, тени – это обычно оттенки, которые объекты отбрасывают на другие объекты, в зависимости от источника(ов) света и его угла(ов). * Если вы не уверены в том, как должны выглядеть определенные вещи на рисунке относительно освещения, просмотрите фотографии в сети или прогуляйтесь по улице и посмотрите своими глазами, как те или иные вещи выглядят в природе. Нет ничего постыдного в использовании фото-образцов тех вещей, с которыми мы не так хорошо знакомы, или в сборе информации у людей, которые знают об этом больше, чем мы. Так вы избежите определенных ошибок (я рассказала только об одной наиболее распространенной) и ваши работы будут выглядеть более естественно, креативно, профессионально и реалистично.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Ну, вот и все! Надеюсь, мне удалось хоть немного прояснить для вас тему освещения с помощью приведенных примеров. Если у вас есть какие-либо дополнительные вопросы, не стесняйтесь – спрашивайте, я постараюсь ответить как можно понятнее. И не забывайте наблюдать за вещами в природе – это лучший учитель…
[i]Авторские права: Наото Фуюмине (Naoto Fuyumine) и DOGS (с) Miwa Shirow Все фотографии/технические примеры (с) Alenas