ВСТУПЛЕНИЕВ прошлой статье мы рассмотрели три из семи основных элементов искусства. Сегодня мы продолжим второй выпуск серии уроков из трех частей, углубляясь в то, что может вызвать наибольшие трудности с этими семью элементами – цвет.
Теория цвета – очень объемный материал, который едва ли можно уместить в этой статье. Однако, моей целью является объяснение фундаментальных основ цвета для вас в надежде, что вы поймете, как цвет может быть использован для акцентирования того, что вы уже знаете (или еще не знаете). Для небольшого числа счастливчиков, которые обладают врожденным пониманием данной темы, эта статья может показаться немного простоватой, однако, для тех, у кого возникают трудности с цветом и его применением, я надеюсь, этот материал прольет свет на некоторые вопросы.
Говоря о свете, цвет это именно он – свет! Когда вы видите цвет, вы, по сути, видите отраженный свет. Когда световые волны падают на поверхность объекта, происходят две вещи. Некоторые волны отражаются, а некоторые наоборот поглощаются. Свет, который мы видим, это то, что отразилось. То, чего мы не видим, поглотилось. Возьмем, к примеру, яблоко (рис. 01). Когда свет падает на поверхность яблока, оно будет поглощать определенные световые волны, а то, что не поглотилось, будет отражаться. Если яблоко красное, оно отражает красные световые волны. Зеленое яблоко отражает зеленые волны света. Запомните, есть только небольшое количество объектов, которые отражают лишь одну волну цвета. В большинстве случаев цвет на объектах, который мы видим, достигает нескольких отраженных световых волн.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Реальные цвета объекта мы можем увидеть тогда, когда видимый свет представляет собой завершенный диапазон световых волн. Однако, цвета воспринимаются по-разному при определенной светлоте.
Светлота – это относительное количество видимого света, и это то, как мы воспринимаем яркость или темноту в тех или иных условиях. Этим объясняется причина того, почему цвет одного объекта выглядит по-разному днем и ночью. В ночное время доступных световых волн намного меньше, чем в дневное время, а объект может отражать только те световые волны, которые доступны в тех или иных условиях. Возьмем лес, к примеру. Днем, когда солнечный свет проникает всюду, мы можем разглядеть огромный диапазон цветов в лесу. Ночью же, когда лес слабо освещается лунным светом, цвета, которые вы видели днем, предстанут перед вами совершенно другими. Лес отражает малый диапазон световых волн из-за нехватки света в окружающей среде.
Итак. Теперь, когда у нас есть понимание того, как и почему мы видим цвет, давайте рассмотрим некоторые цветовые основы…
Цвет описывается
тоном, яркостью и насыщенностью (рис. 02).
Тон – это свойство света, которым цвет объекта определяется относительно цветового спектра (тон может быть любого цвета – красного, голубого, зеленого, желтого, …).
Яркость – это степень светлоты или темноты в цвете. Вариации светлоты или темноты в тоне часто называются оттенками и тонами (добавление белого к какому-то цвету называется тонированием, тогда как добавление черного называется затенением).
Насыщенность – это чистота тона (например, розовый цвет – это менее насыщенный вариант красного).
Тогда как тон, яркость и насыщенность используется нами для описания цвета,
цветовое колесо (рис. 03) часто используется в качестве репрезентативного набора доступных цветов в цветовом спектре. Эти цвета делятся на первичные, вторичные и третичные.
Первичные – это те цвета, которые не могут образовываться путем смешения других цветов (это красный, желтый и синий) (рис. 04).
Вторичные цвета – это те, что получаются при смешении первичных цветов (оранжевый, зеленый и фиолетовый) (рис. 05).
К
третичным цветам относятся те, что образуются при смешивании первичного и вторичного цветов (рис. 06).
Цветовое колесо можно использовать как для лучшего понимания отношений между цветами, так и для того, чтобы правильнее подобрать цвета, которые бы создавали гармонию в цветовой схеме рисунка. Существует много цветовых схем, но самые базовые из них известны как комплементарные, схожими (аналоговыми) и монохромные.
Комплементарными называются цвета, противостоящие друг другу на цветовом колесе (такими цветами могут быть красный и зеленый, синий и оранжевый, или желтый и фиолетовый) (рис. 07).
Схожие цвета расположены по соседству друг с другом на цветовом колесе (это такие соседствующие цвета, как оранжевый и желтый, или синий и фиолетовый) (рис. 08).
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Монохромными считаются все оттенки и тона какого-то одного цвета (рис. 09).
Как я уже говорил ранее, тему цвета просто невозможно полностью изложить в такой маленькой статье. Теория цвета сама по себе является огромным предметом, и она может напугать тех, кто считает ее познание слишком сложным. Если вы один из таких людей, и вы заинтересованы в том, чтобы понять теорию цвета, для вас существует огромное количество доступной литературы, в которой вы найдете всю необходимую информацию. Я бы особенно посоветовал книгу
Маргарет Ливингстоун «Vision and Art: The Biology of Seeing» (Margaret Livingstone) (ISBN 0-8109-0406-3) – бесценная книга, которая лично мне очень сильно помогла, и я советую ее всем и вся. Ключ к разгадке цвета лежит в понимании отношений и влияний, которые существуют между цветами. В следующей заключительной части этой серии уроков я расскажу о трех последних элементах искусства: светотени, текстуре и пространстве, а также создам рисунок фигуры, который будет содержать в себе все эти элементы. Еще увидимся!
Источник: Журнал 2DArtist № 25 Январь 2008Автор: Джоел Карло (Joel Carlo)Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru