ВСТУПЛЕНИЕБудь вы продвинутым или обычным фигуральным художником, в какой-то момент вы, без сомнения, сталкиваетесь с определенными проблемами, потому что вы прогрессировали через процесс создания изображения. Это не должно быть для вас сюрпризом, т.к. правильное рисование человеческих форм карандашом или красками – очень и очень сложное занятие, и в общем может рассматриваться как упражнение в решении проблемы. То, как мы находим решение этих проблем, зависит от множества факторов; тем не менее, преодоление этих препятствий можно сделать менее сложным, если у вас есть четкое представление базовых элементов искусства. В трех частях этой серии фундаментального учения я проведу обзор этих элементов, и позже мы применим их, чтобы нарисовать фигуру, используя для этого традиционные способы. Давайте начнем!
Если вы отступите и присмотритесь к любому произведению искусства, вы заметите, что практически все успешные изображения содержат в себе семь базовых элементов. Среди них: линия, фигура, форма, пространство, текстура, цвет и светотень. Все эти элементы работают во взаимодействии таким образом, что, если один элемент отсутствует или введен неправильно, на изображении проявляются те или иные проблемы. В первой части серии уроков мы рассмотрим первые три элемента: линию, фигуру и форму (рис. 01).
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ЛИНИЯЛиния определяется как протяженность длины, прямой или искривленной, часто определяет края какой-либо формы. Очень важно понимать, что линия не обязательно должна быть нарисована в прямой форме (рис. 02), чтобы увидеть ее.
Линия может быть выражена непрямо, когда встречаются темные и светлые области формы. Это, так называемая, граница тени, которую видно либо как формовую тень, сложенную из мягких краев, либо как отбрасываемую тень, содержащую в себе твердые края. Примером здесь могут выступать такие работы, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (рис. 03). Если внимательно присмотреться к рисунку, вы заметите, как легко можно распознать линию, даже если нет ее четкого образа. Граница, где правая сторона ее шеи и щеки встречается с затененной областью волос может пониматься как линия из-за контрастирующих светотеней. На левой же стороне ее лица присутствуют мягкие тени, что создает трудности для определения места, где начинается переход от темного к светлому участку.
ФИГУРАФигуры образуются тогда, когда линии соединяются, чтобы создать замкнутые области. Эти области бывают органическими и геометрическими, и отображаются как позитивными (область, определенная фигурами тени), так и негативными (область, определенная между фигурами тени) (рис. 04 и рис. 05). Абстрактное видение фигур может принести неплохие идеи. Мне нравятся позитивные и негативные фигуры, созданные светом и тенью как «частички пазла». Рисую ли я фигуру или портрет, первое, что я стараюсь сделать, это восстановить уже имеющиеся фигуры. Я понимаю, что эти «кусочки пазла» имеют определенный размер и форму, поэтому они не могут отклониться от этих параметров, когда я буду воссоздавать их; если я не буду аккуратен, малейшее изменение в размере или разрешении одной фигуры повлияет на все соседние фигуры, что, в свою очередь, может привести к проблемам с пропорциями, вызванными искривлением.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ФОРМАКогда в пространстве образуется область градиентных светотеней, которые определяют объемность объекта через передачу света и тени, появляется форма. Еще проще это можно представить себе как фигуру с тональной светотенью. Форма дает нам визуальную информацию, необходимую для понимания массы объекта, его формы и глубины. На примерах рисунков 06 – 08 видно, как чистота определенных фигур (в данном случае, многогранники) облегчает процесс создания трехмерной формы. Ломаная поверхность каждой многогранной фигуры слева в трехмерном формате дает представление о реальной форме объекта. На грубом рисунке справа отсутствуют детали, что не позволяет понять форму такой, какая она должна быть на самом деле. Здесь просто недостаточно светотеневых фигур, чтобы правильно передать форму. Тем не менее, и в грубости есть скрытое преимущество: она упрощает форму. Таким образом, мы можем легко увидеть большие области света и тени, что позволяет нам лучше оценить пропорции наших тональных фигур. Когда все большие фигуры определены, можно переходить к средним, и в конце к самым мелким.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНе смотря на то, что этот короткий обзор не охватывает весь объем базовых элементов искусства, я надеюсь, своей доступностью и простотой он дал вам хотя бы малейшее представление о том, что они собой представляют, и как их можно применить для создания более качественных изображений. В следующей части данного урока мы поговорим о теории цвета. Видимся в следующий раз!
Источник: Журнал 2DArtist № 24 Декабрь 2007Автор: Джоел Карло (Joel Carlo)Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru