ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?Одним из наиболее интересных аспектов в области изобразительного искусства является композиция. Ее можно представить, как «клей», который собирает весь рисунок воедино. Это способ художника сочетать элементы искусства, что впоследствии формирует общую структуру рисунка, как целого. Мы подробнее поговорим об уроке композиции.
Когда дело касается искусства, существует определенный набор элементов и принципов, которые напрямую влияют на композицию. Элементы немного отличны от принципов в том смысле, что это инструменты, которые используются для описания и создания искусства. Принципы, с другой стороны, это общие правила, по которым эти элементы действуют.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В КОМПОЗИЦИИКогда в голову приходит слово «композиция» в изобразительном искусстве, большинство людей обычно представляет ее как план/чертеж, или как положение форм и их взаимосвязь друг с другом. Очень важно понимать, что, хоть пространство и форма являются главными составляющими композиции, существуют и другие элементы искусства, которые не так заметны, но так же важны.
Композиция образуется в основном тогда, когда сочетаются один или более из семи элементов искусства. Эти элементы (линия, фигура, форма, пространство, текстура, цвет и светотень) и их положение на рисунке могут использоваться с целью формирования восприятия этого изображения. При правильном использовании, эти элементы могут помочь акцентировать внимание на определенных участках изображения, создавать контраст, создавать баланс и гармонию, а также пробуждать в зрителе те или иные эмоции и настроение.
Ниже представлен полный список определений каждого элемента, примеры который можно увидеть на рис. 1:
Линия – это непрерывная протяженность длины, прямой или кривой, часто проходит по краям какой-либо формы. Она может присутствовать неявно, когда встречаются темная и светлая стороны формы. Это, так называемый, край тени, и его можно увидеть либо как тень формы, состоящую из мягких краев, либо как отбрасываемая тень, где присутствуют резкие границы.
Фигуры образуются тогда, когда соединяются линии, создающие замкнутую область. Эти области могут определяться как свободные и геометрические, а также могут быть как позитивными (когда область определяется тенью), так и негативными (когда область определяется между формами тени).
Форма - это огражденная область градиентных светотеней, которые определяют объем предмета через свет и тень. Более простой способ понять форму – представить ее как фигуру с градиентом тональности.
Светотень – это светлота или темнота какой-либо поверхности. Когда мы говорим о светотени в контексте искусства, она может использоваться для объяснения степени светлоты или темноты в цвете, а также отношение света и тени на рисунке.
Пространство – это элемент, напрямую связанный с тем, как зритель воспринимает глубину. Оно может использоваться с целью концентрации внимания на определенных элементах в композиции, а также создавать баланс или дисбаланс в изображении.
Текстура относится к качеству поверхности картины. Она может передаваться как физически, так и визуально, а также может применяться определенным образом там, где она граничит с реализмом или абстракцией.
Цвет – это свет, отраженный объектом, который определяется такими параметрами как тон, светлота и насыщенность.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ В КОМПОЗИЦИИКак и почти в любой форме искусства, существует определенный набор принципов, который влияет на общий эффект, оказываемый на зрителя. В искусстве существует шесть основных принципов: движение, баланс, гармония, единство, ритм, акцент, вариативность и пропорция. Эти принципы можно рассматривать, как набор правил или инструкций, которые регулируют манеру каждого художника выражать свои концепции или идеи.
Ниже приведены краткие описания каждого принципа:
Движение – это способ направления взгляда зрителя по какой-то определенной области рисунка или на весь рисунок в целом.
Баланс определяет распределение каждого элемента на изображении, также как и его равномерность.
Гармония – принцип, по которому все части изображения организованы в согласованной и упорядоченной манере с целью создания приятного или гармоничного эффекта.
Единство – это то, как объединенные части изображения коррелируют друг с другом с целью создания чувства объединения.
Ритм в изображении является кажущимся ощущением движения, которое появляется из-за повторяющихся шаблонов, форм и элементов.
Акцент – это яркость или важность, присущая той или иной части рисунка.
Вариативность относится к степени разнообразия и отличительных признаков в изображении.
Пропорция связана со сравнительным соотношением показателей и размера между существующими частями рисунка.
На рисунке ниже можно увидеть некоторые из этих принципов. Осьминог вносит акцент и движение в изображение, тогда как все остальное помогает усилить и баланс, и пропорцию, и вариативность.
ТОЧКА ОБЗОРАТочка обзора в рисунке – это примерное положение зрителя, и в зависимости от перспективы, этот рисунок будет соответствующим образом обрамляться. Креативное использование точки обзора может прямым образом влиять на то, какое впечатление на зрителя окажет рисунок. Например, если вам знакомы такие понятия, как «worm’s eye view» (ограниченный вид – досл. – «вид с уровня глаз червя») и «bird’s eye view» (вид с птичьего полета), они могут помочь вам наилучшим образом передать свою идею. Когда мы выбираем вид worm’s eye, идея заключается в том, чтобы поместить точку обзора на позицию ниже уровня глаз зрителя.
Примером такой точки обзора может служить Рис. 3 (ниже), где я использовал вид worm’s eye с целью подчеркнуть размеры демона, чтобы создать ощущение чего-то зловещего и угрожающего жизни. Эффект, вызванный такой точкой обзора, может дать зрителю ощущение зажатости и ограниченности в пространстве, а также создать ощущение, что элементы на рисунке намного больше, чем они есть в реальности.
С другой стороны, вид с птичьего полета иногда может создать такой эффект, когда зритель приобретает намного более значительную и доминантную позицию, чем элементы на изображении, а также создавать ощущение свободы и отсутствия границ.
ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИКак и в любой форме искусства, правила существуют, в основном, как способ помочь индивидуальному познанию применения принципов с целью достижения определенной эстетической цели в своей работе. Относительно композиции, существует несколько таких правил.
Первым правилом является
Правило Трети (Rule of Thirds). Это правило, наверно, самое известное из всех композиционных правил, и его цель – либо обрамить, либо привлечь внимание к определенным аспектам изображения с помощью создания воображаемой сетки, которая делит его на девять равных частей. Это делается с помощью двух одинаково отдаленных горизонтальных и двух таких же вертикальных линий, на пересечении которых создаются точки, где, в свою очередь, можно расположить элементы особой важности. Элементы рисунка могут быть расположены вдоль линий, или на точках пересечения, чтобы привлечь к ним внимание.
Обратите внимание на Рис. 4 ниже. Здесь видно, что на основных фокусных точках расположены корабли, которые лежат на линиях или близко к ним. Корабль на переднем плане расположен непосредственно на пересечении двух линий, тем самым, привлекая к себе еще больше внимания. Корабли на заднем фоне, хоть и находятся на фокусных точках, выходят за границы линий, поэтому привлекают меньше внимания.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Следующее правило, которое мы рассмотрим –
Правило Золотого Сечения (Rule of Golden Means). Оно похоже на правило Трети, где картинка делится на девять равных частей с помощью четырех линий; тем не менее, здесь эти части не обязательно должны быть равными. Точки, в которых пересекаются линии, и называются «золотым сечением», и обычно используются как фокусные точки изображения.
Тогда как Правило золотого сечения обычно использует точки пересечения для привлечения к этим местам особого внимания, как видно на Рис. 5, я использовал пространство между этими точками, как рамку, которой обрамил фигуру девушки, и разделил ее на три главных части.
Следующее в нашем списке –
Правило Диагоналей (Rule of Diagonals). Это правило заключается в делении изображения на две части с помощью диагонально расположенной линии, и затем расположении элементов рисунка на или вокруг этой линии. Если вы когда-нибудь рисовали или фотографировали, например, дорогу или пейзажи, удаляющиеся к горизонту, то вы должны иметь представление о правиле диагоналей. Главное здесь – создать фокусную точку через динамичный эскиз (план).
На Рис. 6 можно увидеть это правило в действии. Здесь я использовал угол, при котором стая рыб рассекает изображение на две части.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
И наше последнее правило –
Правило Нечетности (Rule of Odds). Как говорит само название, это правило предполагает нечетное количество элементов на рисунке, которые создают естественное обрамление вокруг центрального элемента на изображении. Помните, что этот центральный элемент не обязательно должен располагаться в центре изображения. Это правило помогает сфокусировать внимание на главном, а также добиться естественного чувства баланса.
Это правило демонстрируется на Рис. 7.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕКогда дело касается композиции, есть те, кто верит, что ее принципы и правила являются обязательными для создания художественного изображения, которое, в таком случае, получится сбалансированным и приятным для глаза; и есть те, кто считает, что правила нужны для того, чтобы их нарушать. Важно понимать, что, хотя композиция и может восприниматься как объективное или субъективное, одно можно сказать точно: понимание того, что такое композиция и как она работает, обязательно поможет вам сформировать свои идеи в более сжатом и эффективном ключе.
Автор: Джоел Карло (Joel Carlo)Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru