Всем привет! Меня как-то просили рассказать, как я рисовала зимний портрет «Снежная Pti» более подробно. Исполняю свое общение. Надеюсь, что вы найдете для себя здесь что-то полезное.
Пара слов о…Начну я, пожалуй, с лирики. Иногда перед нами стоит задача нарисовать человека, которого мы никогда не видели. И все, что у нас есть – это одна единственная фотография. Хорошо, когда фотографий несколько и по ним можно оставить эдакий виртуальный образ у себя в голове. Но такое случается не часто. Самый простой и быстрый способ, который успели найти – это художественная ретушь или рисование с подложкой фотографии / обрисовка контуров. Первый случай мы не рассматриваем, так как он относится к фотоарту, а не рисунку. Что же касается второго… Это быстро и иногда очень эффективно, но мне такой способ напоминает что-то вроде списывания у соседа по парте. Сам ничего не знаешь, да еще и его ошибки слизываешь. Мало того, большинство подобных рожденных портретов выглядят не интересными. Детальными до умопомрачения, анатомично верными, почти как фотография, но… мертвыми… Возможно, многие со мной не согласятся, но для меня эмоциональный образ рождается только лишь среди хаоса пятен, которым мы постепенно придаем четкий образ в процессе. К чему я это все тут говорю? К тому, что в этом уроке я покажу, как я пытаюсь добиться сходства не путем срисовывания контуров и пятен цвета, а путем анализа самой модели. Если вы ищите простой и быстрый способ рисования поверх фотографий, то вам в другую тему. Хотя, возможно, что прочитав этот урок, вы передумаете и начнете рисовать сами. Ошибки будут, особенно поначалу и разница между обводкой и своим будет значительная, но чем дальше, тем красивее, интереснее и правильнее будут становиться ваши образы. Но помните, что даже в таком случае вы вряд ли научитесь рисовать самостоятельно без подсказок в виде фотографий. Но мы сейчас не об этом.
Рождение образаПоследнее время у меня все реже и реже бывают случаи, когда я начинаю рисовать, не зная, что я рисую и что я хочу увидеть. Сказать по правде, меня это очень радует. Радует то, что образ, который я вижу в голове, я могу спроецировать на виртуальное полотно. Возможно, что качество будет не таким шикарным, как я рисую себе в воображении, но эмоции картины в целом зрители угадывают с первого раза. Точно так же произошло и с этой работой. Когда мне в руки попала фотография замечательной художницы Pti, и в мою задачу входило нарисовать ее портрет, то я без колебаний увидела образ и настроение работы. Не смотря ни на что, картина получилась именно такой, какой я ее хотела видеть. Лишь за некоторыми мелкими моментами, связанными с украшениями.
Но, как мы знаем, образ рождается далеко не всегда и сразу. Если вы чувствуете ступор и не можете четко сформировать картинку в своем сознании, попробуйте один из предложенных ниже вариантов.
1. Наброски на бумаге. Бумага успокаивает и она, в отличие от планшета, всегда под рукой. Не бойтесь страшным рожицам, которые вы рисуете за пару секунд, в попытках уловить образ. Их все равно никто кроме вас не увидит. А красота для вас не главное сейчас. Главное – это поймать тот самый миг, который вы хотите изобразить. Чем больше вы рисуете один и тот же образ, тем интереснее, эмоциональнее и красивее он становится.
2. Наброски поверх фотографии. Фу, как некрасиво! Зато очень познавательно, если ваш ракурс совпадает с ракурсом на фотографии. Просто откройте ваш графический редактор и набросайте изменения, которые вы бы хотели сделать поверх самой фотографии. Обычно после таких опытов заниматься простым срисовыванием один в один желание резко отпадает. И хочется сотворить что-то невероятное с моделью, сотворив неповторимый образ. Главное! Никому не показывайте этого. Особенно модели
ШАГ 1Когда в вашей голове наконец-то сформировался образ, все, что нам остается – это переложить его из нашего воображения на холст. Самое сложное, как многие знают, это сохранить сходство, что не так-то просто даже при кропотливых попытках срисовывания по сеточке или обводке. Почему так? Дело в том, что все мы с вами похожи, но в то же время уникальны каждый по отдельности. И чтобы передать нашу уникальность, но сохранить принадлежность к человеческой расе, необходимо понять, что именно делает уникальным того или иного человека. То есть – изучить модель. И чем больше – тем лучше. Когда у нас всего одна фотография – особо выбирать не приходится. Если вы не знаете при этом еще человека, то рисовать его портрет с сильным изменением ракурса лично я бы не рискнула. Ну, только если ваша работа не допускает поверхностное сходство по самым ярким признакам.
Итак, прежде чем начать рисовать, я внимательно изучила фотографию.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
И мысленно для себя отметила те черты, которые, на мой взгляд, делают Pti как минимум не похожей на меня. Или, наоборот. Ведь как не крути, самая ближайшая натура для изучения – это мы сами и если уж и сравнивать с чем-то живым, что можно пощупать, понять форму, то это с собой. Для наглядности в уроке я пометила ключевые точки номерами.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
1. Скулы и угол нижней челюсти. Эти две величины, как ни что другое формирует лицо каждого человека. Стоит сильно промахнуться с этими местами, и вы безнадежно потеряете сходство. Если вы взгляните на конечный рисунок, то увидите, что у меня эти области немного сглажены по сравнению с фотографией. Но уже это прилично отличает героиню на рисунке от модели. Скажу честно – сделано это было специально. Так как работа создавалась в первую очередь под настроение, а не ради попытки досконально передать схожесть. Если же в вашу задачу входит сохранить сходство по максимуму – обязательно уделите самое большее внимание именно скулам и нижней челюсти.
2. Линия подбородка. Не стоит недооценивать эту маленькую часть нашего лица. Хотя, как по мне, подбородок формирует скорее «характер» портрета.
3. Губы. На фотографии губы очерчены помадой, и их форма читается очень хорошо. Что так же немаловажно. Здесь очень важно внимательно изучить соотношения верхней и нижней губы относительно друг друга. А остальное – дело техники.
4. Глаза. При изучении глаз, я отметила для себя, что они крупнее, чем у меня и, значит, мне придется постараться не мельчить, как я это люблю делать. Глаза широко распахнуты, зрачок хорошо виден. Но при этом взгляд не напряжен. А, значит, обязательно стоит избежать «выпученности взгляда» при большом их раскрытии.
5. Линия роста волос. Грубо говоря – высота лба. Помните, что у всех высота лба до линии роста волос разная. И если вы намерили у себя одно расстояние, то у другого человека она может быть совершенно иным.
6. Форма и размер носа. У Pti оказался прекрасный классический нос, а потому рисовать его одно сплошное удовольствие.
ШАГ 2Ключевые точки изучены, образ придуман. Теперь можно начинать рисовать. Портреты я рисую обычно при разрешении в 150 dpi где-то 4700х3500 px. Плюс-минус. Слоев у меня мало (максимум 2-3), поэтому Photoshop не тормозит и не подвисает.
Как вы могли уже заметить, мой образ родился смотрящим в левую сторону, в то время как на фотографии Pti смотрит вправо. Самым простым решением было отзеркалить фотографию. И если вы рисуете для кого-то, то именно так и делайте. Я же рисовала в первую очередь ради того, чтобы переложить на бумагу родившийся неожиданно образ и повысить свой навык рисования реальных людей. Поэтому я не меняла ориентацию фотографии и лишь когда возникали у меня сомнения, зеркалила непосредственно сам рисунок. Для практики и развития навыка, как мне кажется, такие упражнения более полезны, чем срисовывание с фотографии в том же направлении.
Используя лишь оттенки серого, я от пятна набросала будущий портрет. Как вы видите, я постаралась соблюсти все ключевые точки, а так же учла сокращение в перспективе, добавив небольшое построение поверх, так как лицо у нас в три четверти. Благодаря этому быстрому подмалевку я постаралась так же уловить тональные соотношения, чтобы после при добавлении цвета у меня не начало все сливаться друг с другом.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 3Продолжая работать над наброском, я добавила еще света на плечах, лице, груди. Урезала немного прическу, так как на фотографии волосы у Pti взлохмаченные, а мне нужна была идеальная и гладка прическа. На этом этапе я не особо уделяла внимание анатомии. Для меня было главное приблизить сходство и расставить базовые акценты.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Многие любят вылизывать черно-белый вариант практически до идеальности и лишь потом добавлять цвет. Для меня же этот вариант необычайно скучен. Я люблю краски! И при постоянной работе с ч/б теряю интерес и начинаю засыпать. Мало того, я всегда умудряюсь разводить жуткую грязь, если в основе лежит только черно-белый вариант. Поэтому его я использую исключительно лишь как базу.
ШАГ 4Чтобы не было так скучно, я добавляю цвет. Для добавления цвета существует множество способов. Я пользуюсь режимом Color. Создаю новый слой, выставляю ему режим Color и наношу на весь холст нужные мне цвета. Как вы видите, черный перестал быть черным и стал темно-синим.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 5Настало время уделить внимание особенностям лица. Я закрыла лоб челкой, чтобы не потерять сходство и занялась носом, губами, подбородком, скулами и т.д. Для соблюдения сходства я нередко использовала инструмент линейка. Им я измеряла соотношения и углы между частями лица. И в случае обнаружения несоответствий, исправляла. Этот способ мне чем-то напоминает метод визирования, когда мы с натуры определяем формы при помощи карандаша и наших глаз. В таком случае голова хоть и пользуется подсказками, но учится их анализировать. А это очень важно. И полезно.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Набросок готов. Пора переходить к цвету!
ШАГ 6Все мы знаем, что если мы хотим сохранить целостность рисунка, то необходимо рисовать все сразу. Я начала с фона, чтобы быть уверенной в том, что цвет кожи, который я планировала сделать, действительно подойдет под окружение. И не надо будет потом по сто раз переделывать.
На фоне я планировала набросать нечто абстрактное, вызывающее ассоциации со снегом и горами. Взяв чистые цвета, я закрасила задник.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 7Теперь же настало время для самого интересного – добавление цвета на саму героиню. Для начала я подобрала нужную мне палитру. Она не должна быть сильно насыщенной и теплой. Поэтому мне идеально подошли холодные фиолетовые и теплые розовые оттенки с невысокой насыщенностью, но высокой светлотой.
Я немного подняла линию глаз, так как посчитала, что они оказались чуть ниже, и просто поверх закрасила кожу нужными мне цветами. Здесь я работала очень внимательно, так как если пропустить какой-нибудь участок кожи (как это у меня случилось в области шеи после), то там может образоваться грязь.
Именно на этом этапе я окончательно поняла, что была права, предположив лишить образ зрачков. Глаза должны были притягивать к себе, но карие зрачки Pti при такой атмосфере рисунка выбивались бы из картины и разваливали бы ее на куски. Собственно, это прекрасно видно на данном этапе.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 8Не останавливаемся и продолжаем заполнять картину цветами. Я решила сделать особый акцент на губах и глазах. Лицо – центр композиции, а поэтому шею и плечи было решено тщательно не прорисовывать.
Многим нравится, как я рисую волосы. Сказать по правде, волосы рисовать не очень сложно, особенно если они темные. В таком случае все, что нам нужно – это уточнить светлые места. При помощи обычной квадратной кисточки я подчистила массу волос и добавила им немного объема, уточнив едва-заметным голубым цветом зоны света.
Что же касается самого лица, то с ним я работаю постепенно над всеми его частями. Если вы начнете рисовать сначала полностью глаз, потом нос, затем губы, то в итоге у вас получится не лицо, а набор отдельных элементов. Мало того стоит помнить, что лицо – это не только нос, глаза и губы, но еще и целая куча плоскостей, формирующих объем и подчиняющихся самым банальным законам физики относительно тени, света и рефлексов.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 9Изначально идея была чуть более масштабной, чем вышел конечный результат. Со всевозможными детальками и украшениями у меня всегда наблюдаются некоторые проблемы. Чтобы их решить, я стараюсь побольше изучать и рассматривать различные украшения, особенно прошлых эпох. Когда основная база в цвете была готова, мне стало необходимо узнать, где именно возникнут дополнительные тени и какие части лица и тела будут закрыты другими объектами. В результате был набросан поверх линейный скетч.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Однако после этого мне стало ясно, что картина слишком засоряется всевозможными нюансами, а мне хотелось пространства, легкости…. И я решила отказаться от всего этого и пересмотреть первый вариант. В частности, основная проблема была с рукой, которая должна была лежать на груди, касаясь медальона. Рука категорически не собиралась помещаться в выбранном формате. И нужно было или увеличивать полотно, отходя от портретности, или убирать руку. Идя по пути наименьшего сопротивления, я выбрала второе.
Я немного увеличила сам рисунок, заняв портретом чуть больше пространства. Немного поработала над телом и фоном.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 10Теперь настало время для очередных экспериментов. Раз я решила изменить первичную задумку немного упростив ее, то мне необходимо было пересмотреть украшение на голове. Чтобы сохранить легкость, нужно было что-то не такое тяжелое, как я думала сделать изначально.
Создавая новые слои, я начала подбирать то, что мне понравится. Так же я обычной круглой кисточкой добавила крупные мазки на челке, тем самым придав ей небольшой объем.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
В итоге мне понравились перья, но хрустально-ледяные они сливались с фоном. А обычные придавали неуместную здесь игривость.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Чтобы рисовать было проще, я на основе для волос точечной кистью с большим радиусом добавила едва заметную фактуру. Здесь очень важно помнить, что даже идеально прямые волосы не лежат идеально прямо!
Идея с жемчугом мне так же понравилась, но от перьев я отказалась, сместив их вниз, и в результате проб и ошибок вырисовалась вот такая диадема.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Если вы обратите внимание, то увидите, что в процессе этих поисков я продолжала работать над всем портретом в целом. В дополнение к обычной круглой и квадратной кистям добавилась многоточечная кисточка, которую обычно используют для волос. А мне ей очень нравится «смешивать» цвета, но при этом сохраняя просвечивание другой краски через бороздки верхней. Эта идея родилась после прочтения книги по акварели, где объясняется физика образования цвета из различных пигментов при смешивании.
ШАГ 11Финиш уже близок. Как и планировалось, особое внимание я уделяю лицу и волосам. Головной убор и шея с плечевым поясом остаются малопрорисованными. Здесь, конечно, можно было бы еще поработать, показать красоту шеи, прорисовать все ее изгибы, но на тот момент мне просто не захотелось это сделать. Возможно, что сейчас я бы поступила иначе.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Здесь вы можете увидеть, как именно я использовала точечную кисточку. Ничего сложного или сверхъестественного в этом нет.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 12Продолжаем чистить, рисовать, добавлять, убирать. Процесс уже многим знакомый и самый обычный. Я стараюсь следить за тем, чтобы картина совсем не уходила от оригинала и если нужно, то вношу мелкие коррективы. Но сейчас, пожалуй, уже ближе к завершению, опасно что-либо сильно менять. Такие вещи стоит закладывать изначально. Если вы увлечетесь процессом и забудете о фотографии, то схожесть может уйти окончательно.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 13Дорисовываем головной убор, не забывая о том, что жемчужины должны быть разных размеров в зависимости от удаленности и разной светлоты-насыщенности. Теперь очередь за детализацией волос. Здесь можно поступить двумя способами.
Способ 1. Достать/создать и пользоваться обычной круглой кисточкой с текстурным эффектом эдакого шарпа.
Способ 2. Рисовать обычной круглой кисточкой, а затем поверх пройтись любой стандартной текстурной кистью (желательно точечной, но не волосяной, а именно точками) инструментом Dodge.
В обеих вариантах вы получите легкую текстуру. Но помните, что делать ее нужно лишь на отдельных волосках (то есть рисуем детализацию на отдельном слое), очень аккуратно и на свету.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Добавляем отдельные волоски, которые выбиваются из общего ряда аккуратной прически.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ШАГ 14Ну, вот почти и все. Осталось лишь немного навести порядок с цветом, светом и может где-то что-то подправить. Я создала новый слой в режиме Soft Light и добавила немного дополнительных цветов на кожу героини. После чего усилила световые пятна на лице совсем немного. Подтянула контраст и яркость, так как имею плохую привычку уходить в ненасыщенные цвета. Еще немного высветлила фон и подправила положение носа и глаз.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Вот, собственно и все!
Автор:
Vakhara (Мельниченко Антонина)