Я просто обожаю прямой солнечный свет, падающий на твердую поверхность, который можно использовать в качестве учебного материала по рисованию. Когда вы знаете, как цвет работает в тени и на свету, и затем применяете эти знания в своих рисунках, вы можете заметить, как проявляется фотореалистичное освещение. Рисование в Photoshop делает этот процесс намного проще, чем использование естественного оборудования.
Итак, перед вами пошаговый урок по рисованию такого рисунка в Photoshop. Планшеты к бою!
Фото-образецПрежде чем начать даже первый этап, нужно определиться с образцом. Я взял свой у пользователя
EveBlackwoodStock на сайте Deviant Art. В поиске я, по-моему, вбивал слово «тень» (shadow), в разделе «stock photography».
Так или иначе, у этого аккаунта имеется очень хорошая подборка фотографий, если вам нравится именно такой тип освещения, и кстати, они все хорошего разрешения.
ШАГ 1: Немного похитрим…Итак, что я имею ввиду под «хитростью»? Для того, чтобы добиться эффекта фото реализма, ваша перспектива должна быть идеально выстроенной. Ну, а если хотите, можете попробовать выстроить ее «вслепую», чтобы натренировать свой «глаз».
Лично я не хотел этого делать, и сконцентрировал внимание на свете и текстуре. Поэтому я начертил линии перспективы на слое поверх фото-образца, затем перетащил этот слой в мой файл Photoshop и доработал все остальное.
Изображение выше – результат работы с линейным рисунком, который я буду в дальнейшем использовать в качестве основы при раскрашивании.
Мой документ был шириной всего 2500 пикселей при разрешении 72 точки на дюйм (DPI). Я бы посоветовал вам удвоить первый показатель до 5000 пикселей при 72 DPI. Я не хотел тратить слишком много времени из-за большого размера файла.
ШАГ 2: Накладываем свет и тениЭто очень важный этап, потому что здесь мы обрисовываем общий свет.
Есть кое-что, чему я параллельно научился в графическом рисовании (или любом другом виде рисования, если уж на то пошло), и заключается оно в важности небольшого диапазона значений света и тени. Вы заметите, что большинство любителей склонны к очень средним/серым светотеням. Хороший контраст, как в образце, который мы используем здесь, всегда смотрится выигрышно.
Итак, если вы взгляните на изображение выше, вы определенно заметите легкое ощущение фото-реалистичного освещения.
ПРИМЕЧАНИЕ: Старайтесь не подбирать на этом этапе цвета из общей палитры рисунка. Мой совет - «угадывайте» цвета вместо того, чтобы копировать их с фото-образца, и посмотрите, что у вас из этого выйдет!
Возьмем, к примеру, землю. Выберите бледный кремовый/персиковый цвет и закрасьте землю на фото-образце. Если не видите почти никакой разницы, значит вы на правильном пути, ну а если же вы далеки от совпадения цветов – подумайте, что же именно не так в вашем выборе – светлота/темнота/насыщенность и т.д. – и просто подгоните свой выбор под оригинал.
Так вы без лишней траты времени разовьете в себе понимание цвета!
ШАГ 3: Еще немного проработаем общие формыХорошо. Теперь уберем наши линии.
Обычно, когда мы удаляем линейный рисунок, мы замечаем, что реальные формы немного странноваты, поэтому давайте еще немного их проработаем и сделаем их менее «чистыми», если конструкция сделана из камня, или, возможно, наоборот – более чистыми.
На этом рисунке можно также заметить, что я немного изменил перспективу.
Все должно быть выстроено очень аккуратно, иначе все впустую, поэтому я начал «тянуть» некоторые линии то тут, то там.
ШАГ 4: Проработка скальной/каменной текстурыИзвините, что я не представил вам больше промежуточных картинок для этого урока, но взамен у меня есть увеличенный на 100% масштаб моего графического рисунка и нашего фото-образца под ним, на котором можно увидеть, насколько детализированной должна быть поверхность, чтобы придать рисунку реалистичный вид при уменьшенном масштабе.
Как вы видите, все практически идеально, но таковым не должно быть. Мы ведь не гонимся за идеальностью, потому что это, на мой взгляд, просто все испортит, мы лишь хотим добиться достаточной доли реализма.
Здесь я уделил внимание направлению света. Видите, как свет падает на верхнюю часть каждого камня/кирпича?!
Я также не рекомендую полностью детализировать сначала какой-то один участок вашего рисунка. Я так сделал только потому, что хотел посмотреть, что получится, прежде чем применить этот эффект к остальной части рисунка.
Мне иногда катастрофически не хватает уверенности на ранних стадиях работы над рисунком. Создание какой-то область сдержанной, это может а) добавить мне уверенности и б) дать пищу для размышления при работе с остальной частью рисунка.
ШАГ 5: Поверхность землиУ меня немного нервы потрепались, пока я думал над тем, как создать из такого абстрактного объекта нечто реалистичное.
Вот вам для сравнения кусочек рисунка в увеличенном масштабе:
Опять же, как видите, понадобилось совсем немного деталей, чтобы оживить камень.
Даже на такой плоской поверхности внимание должно уделяться направлению света на слегка приподнятых областях.
Текстура была самым важным здесь элементом. Для всего этого графического рисунка я использовал меловую кисть (Chalk brush) Photoshop с включенными функциями Текстуры (Texture) и Двойной кисти (Dual), которые придают эффект очень грубых меловых мазков. Естественно, кисть намного важнее, чем может показаться. Если вам она будет нужна, свяжитесь со мной, и я отправлю ее вам – она правда потрясающая.
В другое время я использую свои скальные кисти (Rock brush) для Photoshop, но только с осторожностью. Было бы слишком просто приложить фото-текстуру, чтобы получить желаемый эффект. Лучше, конечно, использовать специальные кисти (и, к стати, лучше, чтобы они были не фото стилизованными).
ШАГ 6: Стена по правую сторону и тениЗдесь мы наложили наши первые реальные тени, с которыми будем дальше работать. Решающий этап, когда дело доходит до достижения реализма.
Сначала накладываем темные цвета, затем добавляем светлые. Если тень будет сплошной темной массой, она не будет выглядеть реалистичной. Тени совсем не черные, и вовсе не сплошные.
Добавьте немного деталей и осветлите некоторые зоны в тени, и вы увидите, как ваш рисунок становится объемным как в 3D графике. При правильном подходе смотрится действительно здорово.
И снова, вы можете заметить, как появилось совсем немного деталей, которые придают реалистичности при уменьшении масштаба. Именно для этого нам нужен был большой размер документа.
ШАГ 6 (а): Задняя стена. Камень за камнем…Ох, эта часть мне совсем не доставила удовольствия.
Я недолюбливаю камни с тех пор, как начал работать над внутренней отделкой Грейт Холла (Great Hall) в Хогвартсе (Hogwarts). Эта работа над камнем отбросила меня туда, где, на сегодняшний день, я все еще в процессе ее завершения!
Первым делом мне пришлось несколько раз поменять положение задней стены (вы наверняка это заметили на протяжении всех рисунков).
Сначала я начал работать над основой – заложил сначала плоские камни, затем поработал с тенями (рис. 1 и 2). Это было не так уж сложно.
Затем я попытался заложить камни на темном уголочке. После нескольких неудачных попыток я просто вырезал нижний кусочек стены и "приделал" его на новом слое.
Далее, с помощью мягкой круглой кисти я придал ему мягкости в тени – меловая кисть здесь не помощник.
Я также не мог понять, что это за черные точечки были, поэтому я вернулся на сайт Deviant Art и скачал изображение в полном разрешении, чтобы все разглядеть!
Это очень помогло.
Самое время попачкать руки и начать лепить кирпичи (черт их дери). На этот раз отбросим фото-образец, потому что копирование стены кирпичик за кирпичиком может привести к потере разума или даже смерти.
Ключ к правильному решению лежит в отчаянном поиске теней – чего-то, что помогло бы проявить форму.
И я подобрал свой ключ к решению поставленной задачи – я добавил тень над каждым кирпичом. Ее почти не заметно, но если увеличить масштаб до 60%, то вы ее увидите.
На стене оттенки более плавно переходят один к другому и они очень нежные, поэтому я использовал много слоев спереди и сзади кирпичей, чтобы получить нужный эффект.
В конечном итоге это превратилось в, своего рода, битву со множеством отмен действий и удалений. Я не на 100% удовлетворен результатом, но стоит отметить, что, когда вы смотрите на рисунок в целом, иллюзия является связующим звеном.
Иначе говоря, если большая часть рисунка работает на зрителя, то и вся картина работает, и мы уже не замечаем тех мелких деталей, пока они действительно малы.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Отлично, теперь к переднему плану!
ШАГ 7: Передний планЯ думал, над этой частью рисунка придется изрядно потрудиться, но оказалось все не так сложно.
И снова не будет лишним упомянуть, что даже в самых темных тенях нужно прорабатывать форму и добавлять более темные участки.
Я здесь очень много импровизировал, почти не заглядывая на образец. Так как это второстепенный элемент сцены, не обязательно было его прорабатывать до самых мелочей. Я также немного использовал свои
скальные кисти, чтобы придать поверхности песочный эффект.
ШАГ 8: Внутренний свет, оттенки и перспективаИтак, настало время еще раз поработать над перспективой.
С кирпичами лучше не шутить. Они все должны быть чем-то очерчены, поэтому мне пришлось еще раз изучить образец и приступить к делу.
Я набросал направляющие линии и некоторые базовые формы – опять же, все в стиле «тень в тени».
Следующей была арка. Работать с ней было непросто и, в отличие от первого освещенного столба, здесь у меня имеется несколько снимков, сделанных в процессе работы…
ШАГ 9: Работа с нечетким образцомРабота с линиями камня/перспективы очень помогла создать иллюзию 3D объема.
Камень по правую сторону столба/арки имел нечеткие очертания, поэтому я мог только догадываться о его формах, но о перспективе у меня было совершенно неправильное представление. Итак, я более тщательно проработал положение камней, чтобы показать их направление.
И опять, образец был слишком размытым для этого столба, поэтому пришлось прибегнуть к импровизации в области текстуры и освещения.
Камень такой сложный, у него тысячи граней с разной светотенью. Мы должны «снизить» эти показатели до «доступных».
Как я говорил ранее, я потратил много времени, рисуя угаданными цветами по фото-образцу, чтобы убедиться, что я делаю все правильно. К этому этапу мои догадки приблизились почти к идеалу.
ШАГ 10: Кирпичик за кирпичикомМожете сравнить предыдущее изображение с этим на предмет детализации того самого столба справа. К этому этапу я чувствовал, что он был полностью готов.
Я подогнал линии, стараясь придерживаться перспективы, затем набросал светотени, используя хорошую меловую кисть.
Из-за того, что вся сцена мрачная, я не особо старался вырисовывать каждую тютельку. Мы ведь хотим добиться того, чтобы зрители обратили внимание на те объекты, которые хорошо освещены и находятся в центре композиции.
ШАГ 11: Почти закончилиЯ еще немного поработал над аркой.
Как я уже говорил, мне не казалось, что здесь достаточно было добавить легкой обработки кистью.
Мы уже почти на стадии завершения. Набросаем немного светотени на правой стене прежде чем перейти к деталям.
Мне пришлось (еще раз) исправить перспективу левого столба ближе к вершинке. Вы заметите эти изменения на следующих снимках, потому что они были не совсем на этапе прорисовки кирпичей и т.п.
ШАГ 12: Свет и тень на том же фасадеСначала я подумал, что мог бы разделить свет и тень, но все же оставил их на одном слое.
Сохранение каких-то вещей на одном слое позволяет работать намного быстрее. Можно подбирать цвета с соседних областей, накладывать цвета и смешивать их легко и быстро, не теряясь в большом количестве слоев.
Я понимал, что этот этап будет решающим, потому что здесь нужно хорошенько поработать над освещением. Если я справлюсь с этой задачей, останутся лишь мелочи.
Повторюсь, я не обращался к фото-образцу из-за каждой мелочи. Чтобы подтвердить это, скажу, если вы можете передать форму, свет и тени без надобности копировать каждую мелкую деталь, ваши рисунки обретут больше индивидуальности, и впитают в себя ваше настроение.
На этих стадиях я опять много говорил о том, чего не стоит делать. Просто все должно быть правильно и я не собирался бросать оставшуюся часть рисунка недоработанной. Вы должны признать, что работа не достаточно хороша до тех пор, пока вы не будете абсолютно довольны результатом.
ШАГ 13: Абсолютное удовлетворение столбомПосле того, как детали проработаны, мне очень захотелось выделить эту область света и тени, поэтому я решил применить излюбленную мной Цветовое Осветление (Color Dodge)…
ПРИМЕЧАНИЕ: Цветовое Осветление (Color Dodge) в Photoshop – отличный инструмент для создания на вашем рисунке теплых оттенков. Просто возьмите кисть, выберите светлый цвет или серовато-белый, затем измените Режим (Mode) кисти на Цветовое Осветление (Color Dodge) и уменьшите Непрозрачность (Opacity) примерно до 10-20%, чтобы не получилось слишком «горячо».
Обратите внимание на то, что для данного рисунка вам придется работать со сплошными пикселями, поэтому вам, наверно, придется объединить слои с теми областями, над которыми вы работаете.
Здесь вы можете видеть, что даже при 100%-ом увеличении рисунок выглядит реалистичным.
Я также слегка обработал край столба. Обратите внимание на маленькую зазубрину, где край кирпича немного выпирает вперед. Это хорошая деталь для поддержания эффекта 3D.
ШАГ 14: Финальные штрихи по свету и текстуреИтак, здесь, как и всегда, главные слова «почти идеально».
Детали того самого солнечного света по левую сторону на фото-образце просто потрясающие, но нам не обязательно добиваться того же. Поэтому я, опять же, импровизирую.
Тем не менее, особое внимание нужно уделить направлению света. И снова нужно упомянуть, что мы работаем с плоской поверхностью, поэтому нужно быть крайне внимательными к слабым теням и световым пятнам на мелких бугорках.
Если вы сделаете именно так и достаточно поработаете с деталями, вы заметите, как все собирается в единую композицию. Но вы не должны останавливаться, пока не будете полностью довольны результатом.
Мой метод работы в графическом рисовании и дизайне привел меня к девизу: «в конечном счете, все «нет» приводят к твердому «да»». Я думаю, многие любители никогда не говорили себе «нет, это не то».
Пока одни продолжают свой путь к мастерству/гениальности, другие начинают переоценивать смысл слова «нет». Здесь самое время обратиться к своим старым работам! Что тогда считалось для вас «достаточно хорошим»?
Итак, на этом пока все. Оставайтесь на связи и вы найдете еще больше уроков по графическому рисованию и источникам вдохновения!
Автор: Энди Уолш (Andy Walsh)Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru