ВступлениеПривет! Представляю вашему вниманию урок по созданию картины «Фотия». В этом уроке я опишу процесс создания данной картины, в деталях расскажу о кистях, которые использую в своей работе, чтобы вы как можно яснее представили весь процесс рисования. Я также подробно расскажу о том, как работать с лицом и руками и создавать текстурные кисти. Конечно, вы можете пошагово следовать этому уроку, но я советую использовать его только в качестве примера, и создавать свои картины на основе собственных фантазий, т.к. техники рисования, о которых я буду говорить здесь, могут помочь вам практически в любых жанрах рисования.
ИдеяПеред началом работы над данной картиной, я просмотрел коллекцию картин дуэта Бориса Вальехо (Boris Vallejo) и Джулии Белл (Julie Bell), и был вдохновлен некоторыми картинами Вальехо – особенно теми, где изображается женщина с эффектами пламени. И мне захотелось создать нечто подобное. Вальехо очень сильно вдохновляет меня, как художника, и я постоянно учусь на его картинах, особенно касательно тонов кожи, в которых он, по моему мнению, мастер. Я уже четко представлял се6е всю картину, даже не начав делать наброски.
ШАГ 1: ЭСКИЗПервый шаг – создание эскиза, обращаясь при этом к фото-образцу. Не обязательно иметь под рукой фото-образец, чтобы создать красивую фигуру, но я предпочитаю рисовать реалистичные формы, поэтому для меня этот момент – очень важен. Еще лучше будет иметь перед собой реальную натуру, но я такой роскошью не располагал (работа с реальными моделями дает огромное количество преимуществ, намного больше, чем даже фото).
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
В данном случае, образец фигуры был взят с сайта 3DSK. Вы можете использовать тот же фото-образец, что и я, или любой другой, дабы создать более оригинальную картину – в любом случае, выбор за вами. Я создал новый файл размером 13″ x 18″ с разрешением в 300 точек на дюйм, и залил его светло-серым цветом (мне кажется, белый – слишком яркий и отвлекающий цвет), используя инструмент Градиент (Gradient tool).
При создании эскиза, я почти всегда работаю на двух слоях. Первый я называю «телодвижение» и именно на этом слое я создаю легкий набросок линий тела, используя круглую твердую кисть с непрозрачностью (Opacity)50%, с настройкой Нажима Пера (Pen Pressure) и Непрозрачности (Opacity). Техника, которую я использую, заимствована у художника по имени Вилппу (Vilppu); первым делом рисуете голову, и добавляете линию, которая будет определять перспективу. Затем вы используете ту самую линию, чтобы определить и прорисовать положение шеи, затем идет линия туловища (эта линия не обязательно должна представлять собой линию позвоночника, это скорее линия положения тела), и так далее. Когда я доволен полученным наброском, я создаю новый слой и делаю более детальный эскиз, используя и предыдущий набросок и фото-образец. Я сохраняю файл, назвав его «эскиз» («sketch.psd»).
СОВЕТ: Чтобы эскиз получился чистым, всегда пользуйтесь Ластиком (Eraser tool). Он позволит добиться чистых четких линий, и облегчит весь процесс рисования.ШАГ 2: ПОДБОР ЦВЕТОВНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я удалил слой «телодвижение», т.к. он больше не нужен, уменьшил полотно с 300 до 100 точек на дюйм, и сохранил этот файл под другим именем (чтобы, если я захочу снова вернуть размер в 300 точек на дюйм, можно будет вернуться к начальному эскизу). Одно из преимуществ уменьшения размера полотна на начальной стадии работы заключается в концентрации внимания на композиции в целом, не отвлекаясь пока на мелкие детали. Многие художники совершают эту ошибку.
Я залил слой с «фоном» темно-красным цветом, и создал новый слой для фигуры девушки. Я не люблю использовать много слоев при работе над картиной, обычно я ограничиваюсь тремя слоями – для эскиза, главного героя, и фона. Хотя я и создаю много других слоев поверх этих трех основных, я всегда объединяю их, как только найду оптимальный для меня вариант.
Все работы с цветами были проделаны с помощью функции HSB (Тон, Насыщенность, Яркость) (Окна – Цвет) (Windows – Color). Она позволяет быстро работать с цветами и экспериментировать с оттенками. Для фона я использую круглую мягкую кисть (чтобы добиться плавных переходов устанавливаю Твердость (Hardness) на 0%) и добавляю несколько градиентов. Я очень четко представляю себе, что хочу увидеть в итоге – огонь, обнимающий фигуру девушки, и холодные цвета в нижней части картины для контраста, поэтому и тени я накладываю соответственно. Я создаю новый слой – «фигура» - и подбираю для нее базовый цвет, затем выбираю твердую круглую кисть с установкой Нажим Пера (Pen Pressure) и Твердость (Hardness) 100% и закрашиваю всю фигуру девушки.
СОВЕТ: Если вам не нравятся цвета на вашей картине, не бойтесь убрать их и начать сначала. Подбор цветовой схемы картины на начальном этапе очень упрощает весь процесс рисования, поэтому вложите максимум усилий на этом этапе. Лучше не откладывать это на потом.ШАГ 3: РАСКРАШИВАНИЕ ФИГУРЫНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Фигура героини – ключевая часть всей композиции. Используя фото-образец, я быстро добавляю светлые оттенки, которые придают необходимый объем (в данном случае, я выбрал более светлый, немного желтоватый оттенок, для световых пятен), и темные, более насыщенные оттенки – для теней. Я создаю цветовую палитру для фигуры девушки – используя более темный, красноватый оттенок для фона, и более светлые, желтоватые оттенки для тела. Это даст натуральный вид всей картине. Я также немного смешал эти оттенки, чтобы еще больше объединить всю картину, сделать ее более гармоничной. Вся работа с фигурой девушки проделана исключительно с помощью круглой твердой кисти, т.к. я сейчас больше нацелен на то, чтобы передать реальные формы, а не смягчать их на ранней стадии.
СОВЕТ: При работе с фото-образцом, уберите с нее насыщенность (Изображение – Режимы – Оттенки серого) (Image – Mode – Grayscale). Фото-образец нужен, прежде всего, чтобы помочь вам передать реалистичные объемы тела, а не цвета.ШАГ 4: РАБОТА С КОЖЕЙНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я продолжаю добавлять оттенки цветов на кожу. Очень важно использовать много разных оттенков, поэтому некоторое время я посвящаю подбору темных и светлых оттенков, для теней и световых пятен, соответственно. Опять же, вся работа проделывается с помощью круглой твердой кисти. Я также добавил ярко оранжевого цвета на правую сторону фигуры, чтобы еще больше выделить ее на фоне. Вы потом заметите изменения, касательно этого оранжевого цвета, но на данном этапе важно отметить, что с его помощью я добился очень хорошего реалистичного объема.
ШАГ 5: РАБОТА НАД ФОНОМНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
После основных работ с фигурой героини, я решил немного поработать над фоном, т.к. с начала работы я почти не притронулся к ней. Я делаю наброски огненных волос за спиной девушки, используя более светлые и яркие оттенки цветов фона. Чтобы придать волосам еще большей глубины, я добавляю темные оттенки на верхнюю часть картины. Я также очень расплывчато добавляю самые яркие пятна, используя более теплые оттенки. Я также меняю цвета с красного на голубой, что придает им еще больший контраст.
СОВЕТ: Убедитесь, чтобы объем везде был передан правильно. Для этого создайте новый слой поверх всех предыдущих, установите режим Цвет (Color) и просто залейте его серым цветом (объем обязательно проявится, если насыщенность на отметке 0). Чтобы добиться успеха, надо всегда работать с объемом.ШАГ 6: ВЕРНЕМСЯ К ФИГУРЕНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я вернулся к фигуре девушки. На этом этапе я увеличиваю разрешение изображения до 300 точек на дюйм, так что теперь я могу работать над деталями. Я достаточно времени уделил работе с формами и объемом. Именно объем придает рисунку реалистичность, НЕ цвета. Картина выглядит теперь немного однотонной, что дает возможность больше фокусироваться на объемности, а это очень важно на начальном этапе рисования. На этом этапе я также смягчил переходы цветов на коже. Когда накладываете тени, всегда держите в уме простые формы, не важно, используете вы фото-образец или нет. Это поможет определить формы и придаст большей реалистичности.
СОВЕТ: Думайте цилиндрически! Когда вы затеняете какой-то объект, его всегда можно разбить на несколько фигур, например, кубы, цилиндры, и т.п. В данном случае, при работе с человеческим телом, самой подходяще фигурой будет цилиндр, так что, если у вас возникнут проблемы, просто представьте человеческое тело в виде этих геометрических фигур – это облегчит процесс рисования и поможет добиться большей реалистичности.ШАГ 7: ДОБАВЛЯЕМ ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТАНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Теперь я абсолютно доволен получившимся объемом и могу еще больше поиграть с цветами. Я знаю, что, если на картину добавить несколько холодных пятен, то картина по-другому заиграет, поэтому я добавил голубого оттенка на нижнюю часть картины и на изгибы фигуры главной героини, чтобы цвета смотрелись гармонично. Я также знаю, что использование различных тонов за горящими волосами, придаст им еще большей красочности, чего я и хочу добиться на этой картине. Для фона я использовал просто большой аэрограф (Airbrush) с непрозрачностью (Opacity) 20%. Свет на правой части тела девушки нарисован с помощью круглой твердой кисти с установленной непрозрачностью (Opacity) на отметке 100%.
СОВЕТ: Переверните изображение Горизонтально! (Изображение – Поворот изображения – Повернуть полотно Горизонтально) (Image - Image Rotation - Flip Canvas Horizontally). Возьмите за привычку этот прием и прибегайте к нему каждый час в процессе работы, так вы сможете под другим углом посмотреть на картину, и все ошибки и недочеты сразу станут очевидны.ШАГ 8: СМЯГЧЕНИЕ КОЖИНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Мне не потребовалось много усилий, чтобы смягчить кожу, поэтому я решил поработать над этим сейчас. Этот этап, на самом деле, очень простой, смягченные границы цветовых линий придаст изображению более мягкий нежный вид и большей реалистичности – а это особенно важно, если вы рисуете женскую фигуру, поэтому будьте внимательны на данном этапе. Чтобы смягчить кожу, я создаю новый слой поверх фигуры, и с помощью аэрографа (Твердость (Hardness) 0%, Непрозрачность (Opacity) 50%), размываю границы.
Особое внимание я уделял лицу, т.к. это центральная часть всей картины вообще, поэтому оно должно быть очень естественным. Когда я добиваюсь удовлетворяющего меня результата смешивания цветов, я просто объединяю все слои со слоем «фигура». Я также значительно снижаю Непрозрачность (Opacity) слоя с «эскизом», потому что на этом этапе почти все уже обрело свои формы, и необходимости в эскизе уже почти нет. Я быстро набрасываю языки пламени. Я знаю, что буду создавать специальные кисти для создания огня, но очень важно до этого сделать несколько набросков, чтобы иметь представление о том, что и как будет выглядеть. Это несложное дело!
СОВЕТ: Экспериментируйте с тонами кожи! Не бойтесь добавлять оттенки, которых нет в вашей основной цветовой палитре, т.к. дополнительные цвета только усилят эффект реалистичности изображения. В данном случае, я использовал светлый оттенок голубого цвета на щеках, менее насыщенный оттенок на руках, несколько ярко-зеленых оттенков на ногах, и т.д. Экспериментирование – пусть к успеху!ШАГ 9: СОЗДАНИЕ КИСТЕЙНа этом этапе я концентрируюсь на создании кистей для добавления реалистичного эффекта пламени. Редко бывает, что сразу получается создать «идеальную» кисть, и я знаю наверняка, что придется немало поэкспериментировать, поэтом я создал несколько кистей для этого этапа. Специальные кисти очень важны, т.к. они реально помогают воплотить в жизнь идеи и передать необходимые текстуры на картине, поэтому я потратил достаточно времени на данном этапе (к тому же, кисти, которые вы создадите здесь, могут пригодиться при создании других картин).
Первое, что надо сделать, это создать новый файл, и работать исключительно в серых тонах. Создаем новый файл с одинаковыми параметрами ширины и высоты – в данном случае я взял 2″ на 2″ с разрешением в 300 точек на дюйм – и выбрал для изображения режим Серые оттенки.
Создаем новый слой и делаем несколько свободных мазков, стараясь, чтобы было похоже на огонь. Используем для этой цели аэрограф. Чтобы придать текстурной кисти более реалистичный эффект, я помещаю поверх этого изображения фотографию пламени, и устанавливаю режим слоя - Мягкий свет (Soft Light). Если кисть мне нравится, я делаю следующее: Редактировать – Определить кисть (Edit - Define Brush Preset).
Я создаю несколько кистей, используя различные техники рисования линий и разные фотографии для создания оригинальных текстур. Не бойтесь экспериментировать, и я гарантирую, чем больше вы потратите времени, создавая разные кисти, тем больше пользы вы потом извлечете из них, и это касается не только конкретной работы, но и всех ваших будущих картин.
ШАГ 10: ПРИМЕНЕНИЕ СОЗДАННЫХ КИСТЕЙРаз в моем распоряжении – несколько оригинальных кистей, я делаю следующее: создаю новый слой поверх слоя с «фоном» и устанавливаю режим Мягкий Свет (Soft Light). Кисти обычно лучше всего работают именно в этом режиме, однако не всегда, поэтому прежде чем сделать свой выбор, поэкспериментируйте.
Прежде чем что-либо рисовать, необходимо настроить параметры кисти, чтобы они выглядели натурально. Для этого откройте меню Кисть (Brush) (используйте горячую клавишу F5), и выберете Динамика Формы (Shape Dynamic). Здесь я устанавливаю Колебание угла (Angle Jitter) на отметке 100% и выбираю Нажим Пера (Pen Pressure) для Колебания размера (Size Jitter). Я также ставлю галочку на Рассеивание (Scattering), чтобы добиться более естественного эффекта. Обычно я использую именно эти настройки для своих кистей, но вам я советую поэкспериментировать с ними, чтобы добиться результата, который будет удовлетворять именно вас.
Когда настройки выбраны, можно приступать к рисованию пламени с помощью созданных мной кистей. Этот процесс ни что иное, как процесс проб и ошибок, но имея в своем арсенале готовые кисти, весь процесс упрощается до максимума.
ШАГ 11: ОБРАБОТКА ОБЩЕЙ КАРТИНЫНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Вернемся к фигуре, и заменим ярко-оранжевые линии светло-голубым. Это еще больше выделит фигуру от фона и добавит изюминки в цветовую палитру картины. Вдобавок, я продолжу смягчать кожу девушки, как это делал раньше; использую мягкую кисть с Твердостью (Hardness) 0% и Непрозрачностью (Opacity) 50%, и добавляю различные оттенки, чтобы размыть края линий и добиться более мягких переходов цветов. Я объединяю слой со слоем «фигуры», когда достигаю необходимого результата.
Когда фигура готова, можно еще немного поработать над фоном. Используя готовые кисти, я придаю ему форму, обнимающую пламя и т.д. Я делаю абстрактные линии, чтобы добиться необычного эффекта. Придется немало попотеть, прежде чем что-то стоящее получится, но оно того стоит, поверьте.
ШАГ 12: НАСЫЩЕНИЕ ЦВЕТОВ И ДАЛЬНЕЙШАЯ ОБРАБОТКАНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я заметил, что туловище девушки не так размыто, как остальная часть ее тела, поэтому я снова беру мягкую кисть – аэрограф – и смягчаю линии. После этого я решил, что надо еще немного проработать цвета картины. Они немного потеряли свою яркость после смягчения линий. Чтобы вернуть цветам яркость, я создаю новый слой в режиме Мягкий Свет (Soft Light), подбираю более насыщенный красный цвет и аэрографом большого диаметра, с относительно низкой Непрозрачностью (Opacity), провожу по огню, чтобы усилить насыщенность красных оттенков. Я использовал эту же технику, чтобы обыграть и голубые оттенки.
ШАГ 13: ЭЛЕМЕНТЫ ОДЕЖДЫНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я решил добавить некоторые элементы одежды. Я начал с подбора дизайна и форм. Когда я определился с выбором, я начал затенять эти элементы в соответствии с установленным источником света, что было вполне просто. При рисовании золота, помните только одно правило – высокая контрастность. Яркость должна быть на максимуме, так же как и темные оттенки.
ШАГ 14: ВОЛОСЫВолосы я оставил на самый последок, т.к., честно сказать, не особо придаю им значение. Я хочу, чтобы волосы здесь выглядели как часть огня, так что эта задача оказалась для меня очень интересным испытанием. Я решил использовать мягкую кисть, чтобы волосы заиграли на ярком фоне. Я взял аэрограф с очень низкой Непрозрачностью (Opacity) - около 25%, и начал рисовать основную форму волос. Я не хочу, чтобы они были слишком детализированными, т.к. хочу, чтобы все внимание было на пламени, но все же, я хотел придать им законченный вид.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Когда я закончил с волосами, я прорабатываю вулкан, подбирая цвета с тела героини, и создаю интересные извилистые линии. Задача здесь заключается в том, чтобы показать, что она - часть вулкана, так что я потратил некоторое время на этом этапе, чтобы добиться этого эффекта.
ШАГ 15: РАБОТА НАД СКАЛАМИНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Сначала я не хотел прорисовывать скалы, но потом заметил, что чего-то не хватает на картине, и решил все-таки завершить работу над формами и объемом скал, чтобы придать им большей реалистичности. Я создаю новый слой и быстро набрасываю основную форму скал. Я не хочу сильно детализировать их, т.к. в этом случае они будут перетягивать все внимание с девушки на себя, однако я хочу достаточно проработать их, чтобы они выглядели натурально. Я также поработал над океаном и вулканом, и в конце добавил пару звезд, чтобы оживить картинку. На этом этапе я работал при большом масштабе, чтобы облегчить процесс детализации.
ШАГ 16: РИСУЕМ ЛИЦОНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Лицо – самая главная часть любого тела, поэтому я уделяю максимум времени и внимания этой части. Я рисую лицо так же, как и все остальное: наношу базовый цвет круглой твердой кистью, затем смягчаю края с помощью мягкой кисти, и в конце, используя тонкую кисть, добавляю детали. Я постепенно добавляю объем. Я также обращаю особое внимание на цвета, добавляя очень насыщенные теплые тона, чтобы привлечь больше внимания к лицу. На картинке видно, как меняется лицо, начиная с самой первой стадии и до завершения работы.
ШАГ 17: РИСУЕМ РУКУНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Кроме лица, есть еще одна немаловажная деталь – руки. Рисовать руки намного проще, чем можно подумать. Фокус в том, что надо представить руку, как объект, состоящий из нескольких геометрических фигур, например, цилиндров. Затем просто затеняйте соответствующе источнику света. Мой подход к рисованию рук такой же, как и ко всем другим частям тела. Единственно отличие здесь это то, что я не увлекаюсь смягчением цветов, т.к. кожа на руках «плотная», и нельзя допустить чрезмерной «мягкости и прозрачности». Обычно, я добавляю немного нейтральных оттенков на руки (особенно там, где проходят вены), но я решил в данном случае оставить все как есть, насыщенным и ярким, тем более пламя горит прямо над рукой. Я также добавил некоторые мелкие детали, как, например, ногти, хотя никогда не придаю им особого значения, потому что такие детали совсем не видны при обычном размере картины.
ШАГ 18: ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИНажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Хоть я и доволен получившимся результатом, я все же считаю, что картине не хватает динамичности в плане цветов и контраста. Что я делаю? Я использую слои с различными регулировками, такими как Уровни (Levels), чтобы усилить контраст изображения (Изображение – Регулировки – Уровни) (Image - Adjustements - Levels), и баланс цветов. Я устанавливаю слой с этими регулировками поверх всех остальных слоев, чтобы они применились ко всему изображению, и немного меняю непрозрачность, дабы получить желаемый эффект.
Есть одна вещь, которую я очень сильно изменил – это регулировка световых пятен. Используя Баланс цветов (Изображение – Регулировки – Баланс цветов) (Image - Adjustements - Color Balance), я добавил светлым участкам желтовато-зеленого оттенка, которые очень красиво оттенили красные оттенки общей сцены. Я также еще раз прошелся по светлым участкам аэрографом в режиме Мягкий Свет (Soft Light), что помогло добавить насыщенности и оживить картину. Все это очень обогатило картину в плане цвета и света.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Ну, вот и готово! Надеюсь, этот урок оказался для вас полезным, вы можете использовать описанные здесь техники при создании своих картин. Практика, практика и еще раз практика! В завершение - несколько крупных планов.
Удачи и творческих успехов!
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Автор:
Джордж Патсурас (George Patsouras) ПервоисточникЛокализация урока подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru