Фэнтезийные и фотореалистические иллюстрации относятся к жанру и стилю, которые, в большинстве случаев, хорошо сочетаются друг с другом. Фэнтези, так же часто относящееся к литературе этого жанра, является почти новым течением, тогда как фотореализм начал развиваться в Америке в конце 60-х годов, благодаря таким художникам, как Ричард Эстес (Richard Estes), Чак Клоз (Chuck Close) и Джон де Андреа (John De Andrea). В этот период стиль фэнтези, прежде чем проявиться в иллюстрации и рисовании, начинает свое развитие в фотографии и получает все большее распространение.
Сегодня у нас есть возможность создавать с помощью компьютеров реалистичные цифровые картины, используя почти все те же основы, которые когда-то использовались художниками 60-70-х годов; если мы хотим добиться визуально глянцевого эффекта, инструменты типа аэрографа (часто используемый инструмент для подобных рисунков на холсте или панели) будут незаменимы. Что касается стиля фэнтези, его источниками вдохновения могут служить фильмы, книги, другие картины, реальные события и даже сны, которые могут помочь создать красивую фантазийную атмосферу.
В этом уроке я расскажу вам о том,
как в Photoshop нарисовать иллюстрацию в стиле фэнтези, которая в то же время относится и к стилю фотореализм. Для примера, я возьму свою картину «Подводная Жизнь» (Live Water), и расскажу как можно больше о технике исполнения, а также о стандартных кистях, текстурах и цветах.
Для выполнения этого урока рекомендуем вам скачать отличный набор кистей от Карин Шминт: Вы не можете скачивать файлы с нашего сервераТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯДанная работа была полностью выполнена в
Photoshop CS3 с использованием планшета Wacom, приблизительно за 20 часов. Оригинальный размер и разрешение: 2851 x 4000 пикселей, 300 точек на дюйм. В процессе работы я, в основном, использовала круглую твердую кисть, постоянно следя за нажимом пера (Pen Pressure) (Brushes > Other Dynamics > Opacity Control > Pen Pressure) (Кисти - Другая Динамика - Контроль Непрозрачности - Нажим Пера), варьируя его непрозрачность по ходу процесса рисования: для эскиза – от средней до высокой непрозрачности, для смешивания красок – низкая непрозрачность. Для придания большей структурности некоторым деталям, например, коже героини и заднему фону, использовались и другие стандартные кисти. Далее, я также использовала круглую мягкую кисть, в большинстве случаев – для придания рисунку большего блеска и завершенности.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯПрежде чем начать рисовать, я в блокноте или в отдельном файле расписываю все, что необходимо для реализации моей идеи, чтобы знать точно, будут ли гармонировать между собой элементы и цвета на законченном варианте иллюстрации. Этот как раз тот этап, когда вы путем многочисленных вариаций, подбираете позу (если герой – главный элемент картины), палитру и свет.
В случае с картиной «Подводная Жизнь» (Live Water), моя концепция, изначально, была следующей: темная неясная атмосфера, которая позволяет разыграться фантазии зрителей. По этой причине я старалась не забывать, что на картине нужны элементы, которые создают ощущение «странности» - в данном случае, ключевым элементом на картине стала медуза. Что касается цветовой палитры, она была основана на концепции Дополнительных Цветов - в данном случае, голубой и оранжевый – которые придадут большей контрастности иллюстрации.
Я настоятельно рекомендую уделить этому этапу достаточно времени и внимания. Это поможет вам лучше и четче сформировать желаемый конечный результат в вашем воображении.
ЭСКИЗМногие художники компьютерной графики отклоняются от работ с эскизом. Некоторые вырисовывают каждую линию, используя кучу различных кистей и цветов, обрисовывая фигуру, которую они хотят получить; другие делают наброски, определяют фору объекта, делают блики и контрасты с помощью черно-белых цветов, и только в конце начинают разукрашивать – у каждого художника свои методы рисования того или иного рисунка.
В данном случае, эскиз был выполнен в Photoshop с помощью стандартной круглой твердой кисти, с непрозрачностью 100%. На черном фоне, на отдельном слое (Слой – Новый Слой) (Layer – New Layer) я сделала набросок силуэта героини. Для этой цели неплохо было бы использовать куклу или обнаженную модель, глядя на которую можно было бы смотреть и правильно передавать пропорции, мускулатуру и форму тела.
Когда эскиз готов, я использую его как основу для придания объема фигуре. Для этого, на новом слое (Новый Слой) (New Layer), я начинаю заливать силуэт героини базовым цветом кожи, затемняю линии и уменьшаю их прозрачность.
ЗАЛИВКАОпределив силуэт, идем дальше и работаем с цветом. С помощью уже определенной палитры цветов, я начинаю применять эти цвета и световые пятна набросками, меняя непрозрачность кисти от 50 до 70%. На этом этапе можете не волноваться о том, чтобы вписываться в рамки силуэта, однако обязательно обращайте внимание на то, откуда и как падает свет на тело героини.
Эта система обычно называется «цветовые блоки» и, в общем, дает хорошее представление о том, как будет выглядеть ваш рисунок в итоге, особенно, если вы работаете в технике, направленной на фотореализм.
Закрашивая всю картину по «блокам», у вас далее будет возможность делать какие-то поправки, и находить более интересные цветовые решения, проверять, правильна ли композиция и свет, и т.д. Все это проделывается до того, как вы добавите в работу детали – это даст вам больше времени, чтобы сконцентрировать свое внимание на самых важных моментах.
В вашем распоряжении также должна быть богатая палитра цветов, когда вы начнете работать со светом и тенью; например, вместо того, чтобы использовать для световых пятен белый цвет, экспериментируйте с использованием бирюзового и розового, так же и с тенями – вместо чисто черного используйте темно-фиолетовый или темно-синий.
ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ И РАБОТА С ЦВЕТОМСледующий этап после подготовки эскиза и закрашивания основных форм – добавление деталей. На этом этапе я начала прорисовывать лицо и «волосы» героини, а также другие части ее тела: грудь, ноги и руки.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Это тот самый момент, когда смешивание красок и их доработка играют наибольшую роль, уменьшая при этом толщину кисти, делая линии менее заметными.
Для лучшего смешивания цветов, всегда старайтесь использовать кисть с очень низкой непрозрачностью – где-то около 10-15% - а для мягких поверхностей, попробуйте в конце обработать их круглой мягкой кистью, но следите за тем, чтобы не пропала четкость рисунка.
РУКИ И НОГИТак как руки и ноги имеют способность обладать множеством анатомических особенностей и положений/поз, они могут стать проблемой в процессе рисования. Поэтому, когда вы рисуете их, старайтесь иметь перед собой образец: фотографию или живую модель – это может быть ваш родственник, друг или вы сами. Это поможет избежать возможных ошибок и поможет увидеть и понять со временем, как каждая часть тела ведет себя в разных ситуациях. Также советую при каждой возможности рисовать и наблюдать за тем, как человеческое тело в целом, и в частности руки и ноги различаются в зависимости от пола, возраста и т.д.
В случае данной работы, я срисовывала свои руки и ноги, выбирая розовый, зеленый и фиолетовый цвета во время их смешивания, чтобы немного разбавить основную палитру.
ВОЛОСЫВ процессе создания концепции моей работы, я решила, что «волосы» героини будут одним из основных элементов, который будет создавать фэнтезийность всему рисунку. Идея формы, цвета и текстуры волос возникла от щупальцев медузы, особенно крупных особей.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Так как задачей для данной работы было получить размытый, но в разумных пределах, результат – необходимо было воспользоваться инструментом Палец (Smudge Tool). Используя разные цвета для придания рисунку большей привлекательности, я для начала делаю грубые наброски круглой твердой кистью с непрозрачностью 100%, переменно используя инструмент Палец (Smudge Tool) для размытия некоторых частей рисунка – с данной позиции, использование этого инструмента подходит лучше, чем смешивание красок посредством круглой мягкой кисти, потому что так вы будете больше контролировать то, как и что надо размывать; используйте его умеренно, дабы не получить в результате «скрученное» изображение. Это касается и инструмента Размытие (Blur Tool), который может дать прекрасные результаты, особенно на конечных этапах.
МЕДУЗАМедуза рисуется точно так же, как рисовался силуэт и «волосы» героини, используя все те же инструменты. Единственное, чем отличается этот этап от предыдущих, это использование различных режимов и эффектов слоев, таких как, например, Яркий Свет (Vivid Light) и Внешнее Свечение (Outer Glow), чтобы еще больше усилить эффект прозрачности (характерной медузам) и биолюминесценции организма, который является главным центом света на картине.
Рисуя медузу, особенно того вида, о котором вы мало знаете, постарайтесь найти как можно больше информации, изучите ее, рассмотрите фотографии с этими подводными обитателями, чтобы лучше понять особенности ее строения и поведения. Очень важно отметить особенности разных видов, чтобы вы могли различать их по анатомическим данным, динамике движения, поведению и т.д. Более того, на основе всех этих знаний вы можете создавать необычные существа, которые отлично впишутся в стиль фэнтези.
ТЕКСТУРАОдин из самых удивительных способов придания вашему рисунку большей реалистичности – это применение текстур, т.к. они могут сильно повлиять на восприятие картины. В зависимости от того, где и как вы их применяете, текстуры передают не только тактильные ощущения, с их помощью можно также передавать ощущения атмосферы и посылов, которые заставляют зрителей чувствовать что-то от картины, делая ее еще более красивой и экспрессивной. Но будьте осторожны! Не переусердствуйте, иначе это может все испортить, или, что еще хуже, сделает картину нелепой и недосягаемой для восприятия. Попробуйте применять текстурирование на конечных этапах создания картины, когда все формы уже очерчены – это придаст большей реалистичности предметам рисунка.
В цифровом искусстве можно накладывать текстуру, вычленяя ее из фотографий или даже создавая кисти, с помощью которых можно добиться необходимого эффекта. В своей работе я использовала две стандартные кисти. Первая, которую я использовала на данном этапе, была создана для другой моей работы, чтобы рисовать облака, однако она отлично подошла и здесь, создавая полосы и поры на коже героини.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
На отдельном слое в Нормальном режиме (Normal) я применила эту кисть на некоторых частях тела героини, особенно на груди, животе и ногах, всегда с низкой непрозрачностью во избежание слишком концентрированной текстуры.
ЦВЕТАНа этом этапе, тогда как некоторые элементы уже обрели форму, я обратила внимание на цвета, и поняла, что она не соответствуют задуманной теме – кроме того, что голубой цвет был основным для данной композиции. Если с вами такое тоже случалось, это можно быстро исправить с помощью Цветового Баланса (Color Balance) (Изображение – Режимы – Цветовой Баланс) (Image > Adjustments > Color Balance), меняя цвета в соответствии с вашими предпочтениями и той атмосферой, которую вы хотите добиться.
Всегда лучше экспериментировать с тональностью, яркостью и насыщенностью в своих работах – особенно в тех, которые по тем или иным причинам вам не очень понравились – т.к. эти настройки могут полностью изменить стиль и настроение вашей картины, сделав ее совершенно другой и более (или менее) интересной. Относительно работ в стиле фэнтези или научной фантастики, любое изменение всегда приветствуется, только старайтесь избегать однотонности, т.к. это иногда может сделать вашу картину визуально неинтересной.
ШУМОВОЙ ФИЛЬТРОбычно этот инструмент используется в конце работы, и может быть очень полезен, если вам нужно добавить еще больше текстуры, особенно если это касается человека или животного. В отличие от стандартной кисти или текстуры, взятой прямо из фотографии, Шумовой Фильтр (Noise Filter) дает возможность варьировать цвета на картине, делая ее «точечной», что может придать очень интересный вид, особенно если вы создаете рисунок в стиле фотореализм. Его применение можно понять, посмотрев на картинку ниже, изначально без фильтра:
Для начала объедините слои, Слой – Объединить Слои (Layer > Flatten Image) и сделайте дубликат. Выберете дублированный слой и далее выберете Фильтр – Шум – Добавить Шум (Filter > Noise > Add Noise) и установите Количество (Amount) 8%.
Затем, на том же слое, откройте окошко Гауссово Размытие (Gaussian Blur), Фильтр – Размытие – Гауссово Размытие (Filter > Blur > Gaussian Blur) и установите Радиус 0,5 пикселей.
И, наконец, установите непрозрачность слоя в соответствии с интенсивностью шумовых зерен по своему желанию – для легкого эффекта 30-60%, в зависимости от размера изображения.
Объедините слои рисунка, и у вас получится следующий результат:
Что касается Шумового Фильтра, я советую применять его в конце всего процесса вашей работы или, хотя бы, на относительно завершенной ее стадии, когда большинство деталей почти готовы, и обработаны – это позволит вам избежать риска недоработок.
ФОНЗадний фон картины может варьировать в зависимости от элемента, на который вы хотите обратить внимание зрителей. Детализированное и сложное природное окружение обычно изображается при создании пейзажей – с другой стороны, если вы рисуете портрет, простой однотонный фон, возможно, будет лучшим решением, чтобы привлечь внимание зрителей к главному элементу картины, которым может быть человек, животное, предмет и т.д.
В данной работе я применила простой абстрактный фон, не требующего много времени и труда. Создав новый слой (New Layer), я сначала сделала набросок круглой твердой кистью, затем постепенно придавала форму, накладывала краски и текстуру с помощью стандартных кистей, второй и последний раз используемых в данной работе.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИПо завершении работы с фоном, я также добавила некоторые мелочи и текстуры, такие как блеск в «волосах» героини, просто чтобы добавить реалистичности и завершенности рисунку. Теперь можно считать, что работа завершена!
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Теперь вы можете насладиться просмотром видео процесса рисования (speed painting)Надеюсь, этот урок в какой-то мере помог вам и обогатил ваши знания о цифровом искусстве! Спасибо, что прочитали мой урок!
Для выполнения этого урока рекомендуем вам скачать отличный набор кистей от Карин Шминт: Вы не можете скачивать файлы с нашего сервераАвтор: Карин Шминт (Karin Schmyntt )Локализация урока подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru